Главная » Проблема отсутствия в обществе духовности...
18:42

Проблема отсутствия в обществе духовности...


Сочинение ЕГЭ:

Приземленность,  меркантильность,  забытые в погоне за  материальными благами  высшие человеческие ценности –  вот далеко не полный перечень  симптомов  бездуховности, поражающей человека. О  последствиях этой «болезни»  предлагает задуматься  известный писатель С.С. Качалков,    поднимающий в предложенном мне тексте  проблему отсутствия  в современном обществе духовности.

Анализируя данный вопрос,  автор иронично повествует о «счастливом» случае из жизни своего героя. С.С. Качалков подробно описывает, как у Сергея Николаевича «душа от радости пела»  и как «взвизгивая от радости», тот рассказывает супруге об удачном, с его точки зрения, обмане пассажирки. Именно эти детали показывают читателю,  насколько низменны потребности Плетёнкина, его представления о смысле жизни. Не случайно в тексте проведена параллель между произошедшим сегодня и событиями далёкой юности таксиста: сопоставление помогает понять, что отсутствие духовности может проявиться уже в юности, а значит, важно решать эту проблему как можно раньше. Читая последнюю часть текста (предложения 39-44), понимаешь, что отношение к герою меняется: его желание исправить ситуацию и неспособность сделать это,  изменить  сложившуюся, устоявшуюся жизнь, вызывает сочувствие и жалость не только у автора, но и у читателя.

Позиция автора не вызывает сомнений: С.С. Качалков  убеждён в том, что бездуховность  – зло, которое разрушает человека изнутри. Именно поэтому главный герой, чувствуя собственную ущербность, несостоятельность, вновь и вновь вспоминает фразу одноклассницы: «Разве ты меня обманул?»

Трудно не согласиться с позицией автора. Я убеждён в том, что отсутствие духовности  не только разрушает самого человека, но и негативно отражается на окружающих его людях.

Обосновать свою позицию мне бы хотелось, обратившись к произведению Р. Матесона «Нажмите кнопку». Читая о  семье мистера и миссис Льюисов, мы становимся свидетелями ситуации, которая перевернула жизнь героев. Норма Льюис сталкивается со сложным выбором. Она может получить 50 тысяч долларов, если нажмёт на кнопку, убив тем самым неизвестного ей человека, или отказаться от предложения мистера Стюарта. Трудно поверить, но героиня ставит семейное благополучие, путешествия в Европу, покупку коттеджа  выше, чем жизнь незнакомца. История четы Льюисов убеждает в том, что отсутствие нравственных ориентиров  может привести к трагическим последствиям: жертвой безнравственности миссис Льюис становится её ни в чём не повинный муж – так жестоко наказывает автор героиню за бездуховность.

Аргументируя свою точку зрения, я хотел бы обратиться к поэме великого русского писателя Н.В. Гоголя «Мертвые души». История главного героя произведения – Чичикова, как мне кажется, яркий пример бездуховности. Угождать начальнику, водиться с теми, кто побогаче, любым способом беречь копеечку – эти наставления отца Павлуши «выстраивали» жизнь героя. Без малейшего сожаления вмешивается Павел Иванович в жизнь окружающих его людей.  Ради повышения в должности он лицемерно ухаживает за некрасивой дочерью повытчика, становится своим человеком в его доме, обманывая помещиков, проводит махинации с «мёртвыми душами» - читая поэму,  понимаешь, что  бездуховность  человека в не безобидна для  тех, с кем сводит его жизнь.

Текст С.С. Качалкова обращён, безусловно,  к каждому из нас и помогает подумать  о том, как страшны  последствия бездуховности:  вряд ли человек, во главу угла ставящий собственные интересы, личную выгоду, может оказаться готовым к жертвенности, состраданию, любви. Можно ли быть счастливым, если  потребительство становится приоритетным?

Отвечая на вопрос, стоит задуматься  о  духовности в нашей жизни  и переосмыслить свои жизненные ценности.


Текст С.С. Качалкова


(1)Сергей Николаевич Плетёнкин вернулся домой, как обычно, в половине девятого. (2)Он работал в сервисной мастерской, в самом центре города. (3)Чтобы оправдать горючее, по дороге домой он делал остановку возле центрального рынка и подхватывал, если, конечно, повезёт, попутчика. (4)Сегодня ему несказанно повезло, душа от радости пела, и он, едва разувшись, даже не помыв руки, сразу же помчался на кухню рассказывать об удивительном происшествии.

(5)Жена стояла возле раковины и мыла посуду. (6)Дочь с недовольным видом допивала чай и, капризно оттопырив нижнюю губу, спрашивала:

(7)–Мам, а почему нельзя?

(8)–Потому что… – раздражённо отвечала мать. (9)–Вон у отца отпрашивайся!

(10)Плетёнкин нетерпеливо махнул рукой, прося тишины, и, взвизгивая от радости, чем всегда раздражал жену, начал рассказывать. 

(11)–Представляете, еду я сегодня мимо центрального рынка, тормозит меня какая-то женщина… (12)Просит, чтобы я её подвёз до заводоуправления. (13)Я гляжу: кожаное пальто, сапожки стильные, ну, и на лицо такая, видно, что ухоженная… (14)Я сразу ей: триста!.. (15)Она даже рот открыла. (16)Ну, ничего, села, довёз я её до управления. (17)Она выходит и даёт мне пятьсот рублей… (18)Я такой: «Так, а вот сдачи-то у меня нет!» (19)Она посмотрела на меня, пожала плечиками и говорит: «Ладно, сдачу оставьте себе!» (20)Представляешь, как повезло!

(21)–Да-а! (22)Были бы все пассажиры такие! – протянула жена.
(23)–Ты иди мой руки и давай садись ужинать… 

(24)Плетёнкин закрылся в ванной и начал намыливать руки, вновь и вновь прокручивая подробности всего происшедшего. (25)Густые чёрные волосы, тонкие пальцы с обручальным кольцом, слегка отрешённый взгляд… (26)Такой взгляд бывает у людей, которые что-то потеряли, а теперь смотрят туда, где должна бы лежать пропавшая вещь, прекрасно зная, что там её 
не найдут.

(27)И вдруг он вспомнил её! (28)Это была Наташа Абросимова, она училась в параллельном классе. (29)Конечно, она изменилась: была невидной дурнушкой, а теперь стала настоящей дамой, но тоскливое разочарование в глазах осталось. (30)Однажды в одиннадцатом классе он вызвался проводить её, вёл тихими улочками, чтобы их не видели вместе. (31)У неё глаза светились от счастья, и, когда он попросил написать за него сочинение на конкурс «Ты и твой город», она тут же согласилась. (32)Плетёнкин занял первое место, получил бесплатную путёвку в Петербург, а после этого уже не обращал внимания на очкастую дурнушку. (33)И только на выпускном балу, выпив шампанского, он в порыве слезливой сентиментальности попытался ей что-то объяснить, а она смотрела на него с той же усталой тоской, с какой смотрела и сегодня. 

(34)–Ну, получается, что я обманул тебя!

(35)–Меня? – она улыбнулась. (36)–Разве ты меня обманул?

(37)–А кого же! – сказал он и глупо ухмыльнулся. (38)Она молча ушла.

(39)…Плетёнкин хмуро намыливал руки. (40)Он подумал, что обязательно встретит её и вернёт ей двести, нет, не двести, а все пятьсот рублей… (41)Но с … понял, что никогда не сделает этого.

(42)–Ты чего там застрял? (43)Всё стынет на столе! – потеряв терпение, крикнула из кухни жена.

(44)«Разве ты меня обманул?» – вновь вспомнилось ему, и он поплёлся есть остывающий суп. 

(По С.С. Качалкову*)


Похожие материалы:
Нашли ошибку на сайте? Напишите в комментариях!
Категория: Сочинения ЕГЭ | Просмотров: 180 | Добавил: Ученик | Рейтинг: 0.0/0