Главная » Проблема роли наставника, учителя...По Е. Лаптеву
21:52

Проблема роли наставника, учителя...По Е. Лаптеву


Сочинение ЕГЭ:

Известный писатель-публицист ставит в предложенном мне тексте важную для каждого проблему роли наставника, Учителя.

Рассуждая по данному вопросу, автор обращается к детским воспоминаниям героя-рассказчика об учителе физики Иване Васильевиче Макееве. Подросток рассказывает о том, как восхищенные  поступком учителя, который " шутя расшвырял целую банду", подростки стали подражать во всем преподавателю. Чтобы показать, как велика может быть роль наставника в формировании характера и становлении личности человека, автор подробно описывает , как меняются дети, "повинуясь безотчетному желанию во всем походить на учителя": ученики с большим уважением стали относиться ко взрослым , перестали курить, старались избегать нецензурных слов... Финальные предложения текста содержат  мысли героя о том, как много правильного, мудрого и необходимого подарил ему "этот великий человек".

Позиция автора не вызывает сомнения. Писатель убежден, что в жизни каждого должен быть человек, который сможет вести нас по дороге жизни. Автор настолько высоко оценивает значение наставника, что приравнивает их к святыням.

Безусловно, я согласна с позицией автора и считаю, что от того, за чью крепкую руку ты будешь держаться, кто поведет тебя по дороге жизни, зависит,  каким человеком ты станешь.

Обосновать свою точку зрения я бы хотела, обратившись к произведению Н.В.Гоголя «Мертвые души».  Перед нами наглядный пример того, каким может вырасти человек, если для его учителя смыслом жизни стало накопительство, приобретательство. Кто знает, каким человеком мог бы стать герой романа, если бы он не следовал наставлениям отца и не стремился стать человеком, который не будет ни в чем себя ограничивать.    Чичиков  - послушный ученик своего родителя -  ради  цели не выбирает средств: он принимается угождать своему начальнику, начинает ухаживать за его дочерью и даже  становится  в доме повытчика своим человеком. Мне кажется, герой даже превосходит своего наставника в пренебрежении нравственностью: он лжив, расчетлив, лицемерен и циничен.  Пример Павла Ивановича  Чичикова не позволяет сомневаться в том, насколько велика роль наставника  в жизни каждого из нас.

Убедиться в том, как  пример  Учителя        определяет  основные жизненные приоритеты ученика, помогает  произведение Бориса Васильева "Летят мои кони".  Доктор Янсен, детские воспоминания о котором  герой  хранил всю жизнь, стал  для многих образцом для подражания.

Бескорыстная помощь больным самого бедного района Смоленска, готовность работать зимой и летом,  днем и ночью, долг интеллигента перед народом – понимание этого  способствовало формированию идеалов героя-рассказчика.  Читая автобиографическую повесть, понимаешь, что доктор Янсен был наставником не только героя-рассказчика, но и жителей города Смоленска. Наверное, поэтому прощаться с  ним на кладбище пришли люди самых разных национальностей, вероисповеданий.

Читая произведения Н.В.Гоголя, Б.Васильева и текст Е.А.Лаптева, я понимаю, как важна роль наставника в жизни каждого из нас.


Текст Е.А.Лаптева


(1)В одной из недавних телепередач, где велась бурная дискуссия о проблемах современного образования, модная телезвезда разразилась гневной тирадой в адрес учителей. (2)По её твёрдому убеждению, все они – это люди несостоявшиеся, неудачники, проигравшие борьбу за успех, они пришли в школу единственно для того, чтобы отомстить бедным детям за свою сломанную судьбу. (3)Признаюсь: меня, человека уже пожилого, выросшего в послевоенные годы, эти слова ошеломили, будто бы какой-то нечестивец посмел принародно надругаться над святыней. (4)В первый момент мне показалось, что происходящее – сцена из какого-то фильма и телезвезда просто-напросто играет отрицательную роль. (5)Но, к сожалению, это был не фильм, и, к ещё большему сожалению, почему-то никто из публики не счёл возможным сказать хоть слово в защиту учителей.

(6)...Шёл апрель 1947 года. (7)Мы, разлучённые войной со своими отцами, росли без царя в голове, не признавая ни законов, ни правил.

(8)Голод, постоянные лишения, суровые жизненные условия – всё это наложило свой отпечаток на наши характеры. (9)Тогда считалось нормальным всячески показывать своё пренебрежение к учителям, и чем более дерзко ты себя вёл, тем больше тебя уважали в мальчишеской компании.

(10)Учитель физики Иван Васильевич Матвеев пришёл к нам в седьмой класс. (11)Ходил он медленно, с усилием опираясь на палочку, и когда нечаянно задевал раненой ногой угол парты, то лицо чуть заметно вздрагивало от боли.

(12)В конце месяца он, получив расчёт, возвращался с работы. (13)Его встретила местная шпана, чтобы отобрать деньги. (14)Учитель, невысокий крепыш, переложил палочку из правой руки в левую, затем двумя пальцами – указательным и средним – легонько стукнул главаря по верхней губе. (15)Тот рухнул на землю, учитель посмотрел на оцепеневших разбойников и поковылял дальше. (16)Весть о том, что учитель шутя расшвырял целую банду, моментально разнеслась по всему городку, а поскольку Иван Васильевич вёл физику в нашем классе, то все семиклассники в той или иной мере считали себя сопричастными этому подвигу. (17)Мы даже освоили несколько характерных жестов своего учителя, говорить стали медленно, протяжно, видом своим показывая, что учитель поделился с нами секретными приёмами и теперь не приведи Бог кому-нибудь нас обидеть.

(18)Однажды я увидел, как Иван Васильевич, спускаясь со школьного крыльца, подал руку идущей следом учительнице математики. (19)Та смущённо покраснела и поблагодарила физика. (20)В тот же день, повинуясь безотчётному желанию во всём походить на учителя, я подал руку своей маме, когда она переходила по шаткой лесенке через теплотрассу. (21)Мама удивлённо улыбнулась, потом обняла меня и сказала, ласково глядя повлажневшими глазами: «Спасибо, милый! (22)Ты у меня уже совсем большой!»

(23)Стараясь казаться взрослыми, табаком мы начали баловаться чуть ли не с шести лет. (24)Но когда поняли, что наш учитель не курит, многие, в том числе и я, оставили эту вредную привычку. (25)Как-то раз Петька Фёдоров ругнулся матом – дело обычное для нас. (26)Иван Васильевич, услышав неприличное слово, шёпотом сказал Петьке:

(27)– Это называется мужская слабость.

(28)С той поры я старательно избегал нецензурных слов в своей речи...

(29)Мысленно оглядываясь на прожитые годы, я понимаю, как много правильного, мудрого и необходимого подарил мне этот великий человек. (30)Даже сегодня мне ещё хочется держаться за его крепкую руку, которая ведёт меня по дороге жизни.

(По Е. Лаптеву*)

*Е. А. Лаптев (родился в 1936 г.) – писатель-публицист.


Похожие материалы:
Нашли ошибку на сайте? Напишите в комментариях!
Категория: Сочинения ЕГЭ | Просмотров: 375 | Добавил: Ученик | Рейтинг: 5.0/1