Главная » Проблема сохранения человечности. По Д. Гранину
15:59

Проблема сохранения человечности. По Д. Гранину


Сочинение по тексту:


Проблему сохранения человечности в самых жестоких жизненных условиях ставит перед нами писатель, Гранин Даниил Александрович. Актуальность этой проблемы очевидна,так как в любой ситуации нужно оставаться человеком.

Автор убеждён,что люди,пережившие  удары судьбы и трудности жизни,остаются человечными и стойкими. Справится с этим,им помогают какие-либо тёплые воспоминания о детстве,или же их внутренний стержень,который не даёт сломить человека. C позицией автора я согласна,конечно,с раннего детства мы познаём мир,учимся отличать хорошее от плохого,вбираем в себя все лучшие человеческие качества,лепим себя сами.

Чем я могу подтвердить своё согласие с позицией автора? Обратимся к художественной литературе. Рассказ А. И. Солженицына  «  Матрёнин двор »,показывает нам,что бывают люди,готовые помогать совершенно бескорыстно. Матрёна Васильевна, пожилая женщина, была нужным в селе человеком. Все её дети умерли, муж погиб на войне, не было у неё любви. Несмотря на это её душа была открыта для каждого, внутренне,она была чиста, как ребёнок. Её помощь была искренняя, от чистого сердца, а значит с пользой. И эта доброта довела её до гибели. Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу,на санях, часть собственной избы, завещаной Кире. Смерть её, оплакивали,скорее, по обязанности,чем от души. А между прочим,на таких людях страна держится.Люди же,не оценили её доброты и заботы.

« Четыре секунды длиною в жизнь »-так назывался очерк в газете « Комсомольская правда ». Юрий Лелюков был награждён орденом « Знак Почёта »...День был ясный,сухой и холодный. Учитель начальной военной подготовки Юрий Лелюков, показывал ученикам принцип обращения с гранатой. Объяснив,как перевести гранату в боевое положение,он сделал уточнение о том,что рычаг в учебной гранате просто щёлкнет,в боевой-раздастся хлопок и пойдёт дым. До взрыва останется четыре секунды.

- А если задымит?-весело спросил кто-то.

Лелюков улыбнулся,отпустил рычаг,раздался хлопок и пошел дымок… Вряд ли в тот момент ученики поняли что случилось. Боевая граната-в классе? Глупость,нелепость,абсурд! Но Лелюков все-таки был военным человеком,и действовать нужно было быстро. Он повернулся к классу спиной,шагнул в угол,неловко нагнулся и крепко,намертво прижал гранату к животу… У Лелюкова умерла беременная жена,после этого он решил посвятить себя детям. Говорят,он был хорошим учителем,у которого не было проблем с дисциплиной. Дети слушали его разинув рты...Раздался взрыв,трое из учеников вернулись и, в дыму, вынесли тело учителя из класса. Он погиб,дав жизнь другим. После его гибели гранаты стали сверлить…

Выходит,прав был автор,говоря о том,что люди сохраняют человечность в самых жестоких жизненных ситуациях,несмотря на тяжелейшие удары судьбы. А вообще,хочется вспомнить слова Антона Павловича Чехова : « Берегите в себе человека ».   


Текст Д. Гранина:


(1)В речи героя Достоевского Алёши Карамазова были слова, на которые я раньше внимания не обращал, а теперь задумался над ними:

(2)«3найте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, особенно вынесенное ещё из детства, из родительского дома. (3)Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь прекрасное святое воспоминание, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть».

(4)Он призывает мальчиков помнить эту минуту, когда они чувствовали себя хорошими. (5)Потому что это воспоминание всегда будет помогать им, как бы мир ни ожесточил, ни озлобил их. (6)Алёша Карамазов считает, что такое воспоминание может удержать человека от дурного.

(7)При этом Алёша ничего не требует, ничего не проповедует, значит, и спорить в этом смысле с ним не о чем; высмеивать его уверенность — занятие соблазнительное для некоторых умов и лёгкое, поскольку Алёша пользуется тут выражениями беззащитно-высокими, торжественными, умилёнными, всё так, но совершает он при всём при этом великое с точки зрения педагогики дело:    он душевную, возвышенную минуту называет, очерчивает, выделяет, закрепляет в памяти, превращает для мальчиков в воспоминание. (8)И не просто в воспоминание о чём-то приятном, а в нравственно сформулированное, определённое напоминание: вот каким ты был прекрасным...

(9)Нет, не может такое доброе воспоминание идти во вред, лучше бы иметь его, чем перебирать в своём прошлом лишь запреты и раскаяние. (10)То счастье и удовлетворение собой, о котором говорил Достоевский, обязывает душу. (11)Оно возбуждает ощущение счастья от хорошего поступка во имя людей или отдельного человека, и это ощущение хочется повторить, оно придаёт силы, наполняет смыслом жизнь и именно обязывает душу.

(12)Для меня, человека, не сведущего в педагогике, это было открытием.

(13)И я стал проверять его, прикладывая к своей жизни и к жизни близких людей.

(14)Мне приходили на ум и другие люди, которые умудрялись, несмотря на все удары жизни, оставаться человечными, стойкими в своей доброте. (15)Больше, чем других, настигали их разочарования, обиды, несправедливости. (16)И всё же они не поддавались злобе, цинизму, унынию. (17)Что помогало им, что поддерживало их дух? (18)Что обязывало их душу сохранять доброту, когда казалось это так невыгодно, когда всё было против? (19)Я никогда до конца не мог разобраться в том, как это происходит. (20)И вот теперь я стал думать, что, может, им помогало какое-то воспоминание, принесённое из детства? (21)Может, они посещали своё детство и оно прибавляло им силы? (22)Может, там хранятся наши запасы безошибочной любви, доброты, радости, веры в будущее?..

(По Д.А. Гранину*)

* Даниил Александрович Гранин (род. в 1919 г.) — современный русский писатель.


Похожие материалы:
Нашли ошибку на сайте? Напишите в комментариях!
Категория: Сочинения ЕГЭ | Просмотров: 1153 | Добавил: Ученик | Рейтинг: 4.0/3