Главная » Проблема происхождения и воспитания совести...
21:25

Проблема происхождения и воспитания совести...


Сочинение по тексту:


«Откуда взялась человеческая совесть»? «Можно ли воспитать совесть»? «Зависит ли совесть человека от степени его цивилизованности»? Над этими крайне важными для современного общества вопросами рассуждает Фазиль Искандер, известный советский и российский прозаик и поэт.

Автор обращается к проблеме происхождения и воспитания совести. Актуальность затронутой проблемы несомненна, поскольку сегодня в обществе явно наблюдается острый дефицит нравственного качества, называемого совестью человека.

Для того чтобы привлечь внимание читателя к столь серьёзной проблеме, писатель высказывает парадоксальные, на первый взгляд, мысли о том, «что, как правило, именно бессовестные побеждают совестливых». Казалось бы, совесть как нравственное мерило должна в такой ситуации умереть, как динозавр. Но, несмотря ни на что, «она продолжает жить как высшее свойство человеческой души». Почему это происходит? Автор убеждён: если он найдёт ответ на этот сложнейший вопрос современного человечества, то оно (человечество) «опомнится», и совесть станет реальностью нашей жизни. В поисках ответа на волнующий его вопрос Ф. Искандер рассуждает о совести порабощённых народов: только тогда, когда совесть просыпается и возмущается насилием и жестокостью, тогда и приходит долгожданная свобода. Абсолютное согласие читателя вызывает мысль о том, что фашистская Германия не дожила бы до наших дней, так как государства, основанные на бессовестности нации, долго не живут. Дальнейшие рассуждения приводят автора к предположению: «зависит ли совесть человека от степени его цивилизованности»? Ответ Ф. Искандера однозначен: нет, не зависит степень совестливости от степени цивилизованности.

Так где же и в чём всё-таки искать «сердцевину» совести? По мнению автора, источник совести кроется в воспитании, когда правильное, совестливое поведение с течением времени под воздействием общепринятых норм становится привычкой человека.

Невозможно не согласиться с этим выводом известного писателя: совесть — это нравственное качество человека, являющееся результатом правильного воспитания. Слабо выраженное, это качество личности есть у каждого человека, но именно воспитание способствует формированию совестливости — главного мерила всех поступков человека.

Проблему совести и её воспитания отражают в своих произведениях многие русские писатели. Например, в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» бабка Дарья, не понимающая, как же это возможно: построить дома, столько лет хранить в них жизнь, теперь так бессовестно затопить и деревню, и кладбище, на котором похоронены все её предки. Она говорит: «Главное для человека, чтоб совесть иметь и от совести не страдать!» Вот он, нравственный урок, который преподала эта пожилая женщина «Иванам, не помнящим родства» — тем молодым жителям Матеры, которые готовы покинуть родные места. 

О том, как можно воспитать в ребёнке совесть, рассуждает В.П. Астафьев в рассказе «Конь с розовой гривой». Главный герой только тогда осознал всю безнравственность своего обмана, когда бабушка, простая деревенская женщина, своей добротой и мудростью, показала мальчику пример совестливости как высшего свойства человеческой души. 

Итак, можно сделать вывод о том, что совесть — одно из главных нравственных качеств личности, которое формируется благодаря правильному воспитанию, не зависит от степени цивилизованности и образованности и является внутренним «стражем», не допускающим во внутренний мир человека пошлость, грубость, жестокость и эгоизм. 


Текст Фазиля Искандера:


1)Откуда взялась человеческая совесть? (2)Если исходить из предположения, что в борьбе за существование более совестливые побеждают менее совестливых, подобно тому, как сильные животные побеждают слабых, мы упрёмся в тупик.
(3)Практика нашей сегодняшней жизни показывает, что, как правило, именно бессовестные побеждают совестливых. (4)Бессовестность нападает коварно и неожиданно, а совесть не готова к нападению — ведь она прежде всего сторожит не врага, а нас самих. (5)Если бы совесть имела  земное происхождение, она давно вымерла бы, как динозавр. (6)И, тем не менее, она продолжает жить как высшее свойство человеческой души.

(7)Разного рода политические злодеи пытались доказать, что совесть всего лишь архаический предрассудок, что она имеет классовый или расовый характер. (8)Народы, принявшие подобные учения, освобождались от тормозов совести, приобретали динамическую силу и сравнительно легко завоёвывали другие народы. (9)Но в конце концов их победоносные империи неизменно разваливались. (10)Думаю, совесть порабощённых народов к этому времени успевала проснуться и возмутиться. (11)А человек с возмущённой совестью становится сильнее негодяя.

(12)Представим, что Гитлер утвердив в Германии бессовестное государство, на этом остановился бы, и тогда нет причин отрицать, что это государство дожило бы до наших дней. (13)Но дело в том, что бессовестность не знает границ, не знает, где остановиться.

(14)Практически все современные развитые государства более или менее стабильно существуют, потому что они себя считают совестливыми, да, в общем-то, и стараются быть совестливыми.

(15)Зависит ли совесть человека от степени его цивилизованности? (16)Вряд ли. (17)Я встречал в деревнях старушек, имеющих самые дикие представления о реальном состоянии мира и при этом живущих по законам самой утончённой совести. (18)И встречал людей высокообразованных, не стеснявших себя в выборе средств.

(19)Можно ли воспитать совесть? (20)Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и слабо выраженная, есть у каждого человека. (21)Если человек со слабо выраженной совестью попадает в коллектив, которым дорожит, он старается придерживаться общепринятых нравственных норм. (22)Поначалу он стыдится не столько бессовестного поступка, сколько оглашения его. (23)Но это уже воспитание, и, как во всяком воспитании, правильное поведение со временем становится привычкой.

(24)А самое опасное для страны — это государственная бессовестность. (25)На ложь государства народ отвечает тысячекратной ложью, полностью отказываясь от выполнения своих гражданских обязанностей. (26)От этого у государства дела идут хуже, и оно, стараясь скрыть это, снова лжёт. (27)Народ отвечает на новую ложь соответственно. (28)И так до бесконечности, до анархии и бунта.

(29)В последнее время я редко пишу стихи. (30)Но эта тема не уложилась в одну только прозу.

……………………………………………………………………

(31)Говорить, конечно, можно много, Многое понятно между строк. (32)Совесть есть, друзья, реальность Бога, И реальность совести есть Бог.

(По Ф. Искандеру)


Похожие материалы:
Нашли ошибку на сайте? Напишите в комментариях!
Категория: Сочинения ЕГЭ | Просмотров: 2614 | Добавил: Ученик | Рейтинг: 5.0/1