190 тем для итогового сочинения. Направления прошлых лет.
«Время»
101.Какого человека можно назвать героем своего времени?
102.Зачем человеку заглядывать в будущее?
104.Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
105.Как судьба человека связана с историей народа?
106.Когда хочется остановить мгновение?
107.Почему потеря времени считается невосполнимой потерей?
108.Может ли человек влиять на ход истории?
109.Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?
110.Хорош ли принцип «живи сегодняшним днём»?
111.Какие вопросы называют «вечными»?
113.Какую роль в становлении личности играют детство и юность?
«Дом»
201.Что значит в жизни человека родительский дом?
202.Что дом может рассказать о своём хозяине?
203.Как связаны понятия «дом» и «отечество»?
204.Война и дом.
205.Дом – это место или люди?
206.Хорош ли принцип «моя хата с краю»?
209.Может ли человек прожить без Дома?
210.Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта?
211.В какой дом хочется приходить снова и снова?
212.Какие нравственные ценности укрепляют семью?
213.Что в доме самое главное?
«Любовь»
301.Какие качества раскрывает в человеке любовь?
303.Что такое «любовь к жизни»?
304.Почему в любви важно понимать и прощать?
305.Почему любовь не всегда приносит счастье?
306.Согласны ли Вы с утверждением А. де Сент-Экзюпери: «Любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – это значит вместе смотреть в одном направлении»?
308.Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь»?
309.Согласны ли Вы с утверждением У. Шекспира: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить – лишь только душу»? 310.Согласны ли Вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: «Любить глубоко – это значит забыть о себе»?
311.Светлые и трагические стороны любви.
312.Можно ли быть счастливым без любви?
313.Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?
«Путь»
401.Что значит идти дорогой чести?
402.Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути?
403.К чему может привести человека болезненное самолюбие?
405.На пути к благородной цели все ли средства хороши?
406.Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
407.Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
408.Нужно ли стремиться к познанию самого себя?
409.Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
411.Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
412.Каким может быть путь к познанию самого себя?
413.Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?
«Год литературы»
501.Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
502.Почему литературу часто называют «человековедением»?
503.Чтение литературного произведения – труд или отдых?
504.Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?
506.Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
508.Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
509.Помогает ли человеку книга лучше понять себя?
510.Какие произведения становятся классическими?
511.Какую книгу Вы бы хотели экранизировать?
512.Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
513.Почему некоторые книги люди перечитывают?
«Разум и чувства»
102.Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах?
105.Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?
108.Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?
110.Над какими чувствами разум может быть не властен?
109.Когда разум и чувство борются в человеке?
101.Какие чувства могут быть неподвластны разуму?
104.Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам?
111.Когда нужно сдерживать душевные порывы?
113.Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
103.Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?
«Честь и бесчестие»
213.Какими качествами должен обладать человек чести?
206.Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?
201.Когда возникает выбор между честью и бесчестием?
205.Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»?
209.Как можно выйти с честью из трудной ситуации?
208.Как, по-вашему, связаны понятия чести и совести?
212.Устарело ли сегодня понятие «честь семьи»?
210.Почему человеку важно не запятнать свою честь?
211.Что может привести человека к бесчестному поступку?
207.Какой поступок можно назвать бесчестным?
«Победа и поражение»
304.Что значит достойно пережить поражение?
308.Какие уроки можно извлечь из поражения?
305.Какую победу Вы бы назвали самой трудной для человека?
310.Как Вы понимаете выражение «нравственная победа»?
312.Только ли горечь несут человеку поражения?
306.Всегда ли победа возвышает победителя?
302.Какие жизненные победы могут быть важны для человека?
309.Как Вы понимаете слова философа Б. Спинозы: «Души побеждают не оружием, а любовью и великодушием»?
307.Можно ли добиваться победы любыми средствами?
313.Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?
«Опыт и ошибки»
410.Как Вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»?
404.Как можно сохранить и передать потомкам опыт предков?
402.Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок?
407.В чём ценность исторического опыта?
412.Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
403.Что значит «учиться на горьком опыте»?
411.Подтвердите или опровергните слова В. Скотта: «В жизни нет ничего лучше собственного опыта».
408.Нужно ли анализировать свои ошибки?
409.В чём различие между ошибкой и преступлением?
401.Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
«Дружба и вражда»
501.Может ли дружба принести человеку разочарование?
510.Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?
503.Согласны ли Вы с утверждением философа Цицерона, что для сохранения дружбы порой приходится сносить и обиды?
505.Почему человек стремится обрести друзей?
508.В чём причины вражды между людьми?
511.Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?
507.Является ли разница характеров препятствием для дружбы?
504.Какими качествами должен обладать настоящий друг?
513.Когда непонимание между людьми приводит к вражде?
506.Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?
«Верность и измена»
104.Кого можно назвать верным другом?
107.Когда о человеке можно сказать, что он верен себе?
112.Какие причины могут привести человека к измене?
102.Как и почему становятся изменниками?
110.Можно ли изменить мечте?
109.Как Вы понимаете фразу из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»: «Но честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете»?
101.Когда человек оказывается перед выбором между верностью и изменой?
108.Что значит быть верным долгу?
113.Могут ли быть оправдания у измены?
111.Когда измену можно простить?
106.Ценности, которым можно быть верным всю жизнь…
«Равнодушие и отзывчивость»
211.Согласны ли Вы с утверждением, что равнодушие обедняет жизнь человека?
201.Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?
209.Когда равнодушие бывает показным?
204.Может ли отзывчивый человек быть одиноким?
205.Согласны ли Вы с тем, что собственные страдания и трудности делают человека более отзывчивым?
202.Какого человека называют отзывчивым?
206.Как связаны между собой отзывчивость и бескорыстие?
208.Равнодушие – вина человека или его беда?
210.Чем опасно равнодушие?
203.Считаете ли Вы синонимами понятия «отзывчивость» и «милосердие»?
213.Согласны ли Вы с утверждением писателя К. Льюиса: «Главный враг любви – равнодушие, а не ненависть»?
«Цели и средства»
307.Чем руководствоваться в выборе жизненных целей?
312.Как Вы понимаете слова философа И. Канта: «Человек всегда должен быть целью и никогда средством»?
306.Оправдано ли стремление к недостижимому идеалу?
303.Имеет ли смысл ставить перед собой недостижимые цели?
309.Что помогает людям достигать намеченных целей?
313.В чём разница между целью и мечтой?
304.Какие цели в жизни можно считать главными?
310.Какого человека называют целеустремленным?
311.Согласны ли Вы с утверждением Б.Л. Пастернака: «Надо ставить себе задачи выше своих сил»?
305.Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?
308.Чем можно пожертвовать ради достижения большой цели?
«Смелость и трусость»
411.Что помогает человеку преодолеть страх?
403.Чем смелость отличается от безрассудства?
405.Какую роль в судьбе человека может сыграть трусливый поступок?
402.Согласны ли Вы с мнением, что смелость – это способность преодолевать страх?
409.Как связаны трусость и слабость?
412.В каких жизненных ситуациях нужно быть готовым к смелым поступкам?
407.Почему человек может бояться высказать свою позицию?
413.Согласны ли Вы с утверждением Н.М. Карамзина: «Мужество есть великое свойство души»?
404.Смелость даётся от природы или воспитывается в человеке?
406.Хорош ли принцип: «как бы чего не вышло…»?
401.Что помогает человеку стать смелым?
«Человек и общество»
505.Можно ли быть независимым от общественного мнения?
502.Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?
506.Может ли человек ставить себя выше общества?
512.Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
510.Согласны ли Вы с пословицей «Один в поле не воин»?
503.Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?
504.Может ли один человек противостоять окружающему обществу?
507.В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
511.Конфликт поколений как общественная проблема.
508.Бывает ли общественное мнение ошибочным?
513.Какого человека можно назвать сложившейся личностью?
«Отцы и дети»
105.Почему проблему «отцов и детей» называют вечной?
101.Когда родители могут гордиться детьми?
103.Влияет ли историческая эпоха на отношения «отцов» и «детей»?
107.Почему старшему поколению порой бывает трудно понимать молодёжь?
111.Что такое мудрая родительская любовь?
104.Неизбежен ли конфликт между поколениями?
102.Что такое родительская ответственность и в чём она проявляется?
113.Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?
106.Как избежать конфликта между «отцами» и «детьми»?
110.Что важнее для детей: советы родителей или их пример?
109.Как Вы понимаете выражение «достойный сын своего отца»?
«Мечта и реальность»
207.Без чего любые мечты бесплодны?
208.Всякая ли мечта достойна человека?
202.Какую мечту можно назвать благородной?
204.Как характеризует человека его мечта?
205.Может ли мечта изменить реальность?
213.Что помогает мечтам сбываться?
203.Всегда ли мечта возвышает человека?
209.Стоит ли мечтать о несбыточном?
211.Какого человека можно назвать праздным мечтателем?
210.Могут ли соседствовать высокие мечты и суровая реальность?
212.Что мешает человеку реализовать свою мечту?
«Месть и великодушие»
302.Важно ли уметь прощать?
304.Какого человека называют великодушным?
309.Месть – это уничтожение или умножение зла?
306.Сила или слабость человека проявляется в умении прощать других?
301.Какие поступки свидетельствуют о великодушии человека?
303.Как связаны великодушие и сострадание?
310.Почему желание мстить опустошает душу?
308.Почему месть не помогает искоренить зло?
312.Опасна ли месть для самого мстителя?
305.Почему великодушие свидетельствует о внутренней силе человека?
313.Согласны ли Вы со словами А.И. Солженицына: «Не наказывая, даже не порицая злодеев – мы тем самым изпод новых поколений вырываем всякие основы справедливости»?
«Искусство и ремесло»
411.Что такое вечная тема в искусстве?
409.Как искусство помогает понять действительность?
403.Почему нужно учиться понимать искусство?
410.Что важнее в книге – как она написана или о чём?
407. Нужно ли классическое искусство современному человеку?
412.Какова роль искусства в жизни общества?
406.Прав ли П.И. Чайковский, утверждавший, что «искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу»? 413.Какое искусство называют настоящим?
408.Нужно ли художнику обладать творческой смелостью?
405.Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Искусство – одно из средств различения доброго от злого»?
404.Какое произведение искусства можно назвать великим?
«Доброта и жестокость»
501.Как Вы понимаете высказывание римского философа Сенеки: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»?
508.Что значит быть добрым?
509.Почему жестокость разрушительна?
504.Как связаны между собой любовь и доброта?
503.В чём заключается сила доброты?
507.Согласны ли Вы с утверждением, что истинная доброта всегда бескорыстна?
513.Какие времена можно назвать жестокими?
505.В каких поступках человека проявляется доброта?
502.Согласны ли Вы с утверждением Дж. Лондона: «Как легко быть добрым!»?
506.Какие жизненные впечатления помогают верить в добро?
510.Есть ли разница между жестокостью и суровостью?
Источник: ОК ЕГЭ