Без разума нет нравственности
Аспекты:
Чувствовать, принимать близко к сердцу или анализировать, делать определённые выводы и следовать им? Единого на все случаи жизни рецепта, конечно, нет. В этом убеждает и русская литература. Князь Игорь, Катерина А.Н. Островского, Илья Обломов, Наташа Ростова, безымянный герой рассказа И.Бунина «Солнечный удар» - каждый из них не раз стоял перед выбором: прислушаться к велению рассудка или жить желаниями, эмоциями. На вопрос: правильно ли, забыв о здравом смысле, следовать правилу Лиса: «Зорко одно лишь сердце», или только путь разума может стать примером для подражания, попытаюсь дать ответ в своём сочинении – рассуждении.
Мне кажется, разрешить эту проблему можно, обратившись к одной из моих самых любимых повестей А.И. Куприна – «Гранатовому браслету». Автор знакомит читателя с Г.С. Желтковым - маленьким чиновником, посвятившим жизнь только одному чувству-любви. Глубокое сострадание вызывает у меня герой. Читая его последнее письмо, поражаясь силе переживаний и глубине, я в то же время понимаю, что выбор Желткова - это осознанный отказ от полноценной жизни. Герой признаётся: его никогда не интересовали «ни политика, ни наука,… ни забота о будущем счастье людей», а мне видится в этом слабость, неспособность бороться за чувство и безволие. Горько читать о том, что хранимые долгие 7 лет платок, оставленный на балу в Благородном собрании, забытая княгиней Верой Шеиной программа художественной выставки и единственная записка с запретом писать ей – это единственные жизненные «достижения» героя. Последний телефонный разговор с предметом обожания, прощальное письмо с признанием и мольба вспоминать о нем, играя или слушая бетховенскую сонату, вызывают ощущение горечи от несбывшейся жизни, упущенных мгновений, разрушенных иллюзий. А.И.Куприн убедительно показывает, что происходит, если культом становится чувство: без глубокого восхищения княгиней и преклонения перед ней Желтков не видит смысла жить. Думаю, не случайно автор так детально описывает ощущения тоски, беспокойства, охватившие Веру Шеину в тот момент, когда она узнаёт о смерти Желткова. Помимо ощущения, что мимо прошла, как говорил генерал Аносов, вечная, исключительная любовь, «которая повторяется только один раз в тысячу лет», мне кажется, её мучит понимание того, что чувство к ней стало причиной трагедии.
А. И. Куприн, его повесть «Гранатовый браслет» и история Г.С. Желткова помогли мне понять: человек, безусловно, может жить сердцем только в том случае, если он испытывает чувства искренние, глубокие, настоящие.