Эссе по высказыванию:
«Бизнес – это сочетание войны и спорта»
(А. Моруа)
Что такое бизнес и легко ли им управлять? Как соотносятся бизнес и конкуренция? Почему французский писатель А. Моруа считает, что бизнес – это сочетание войны и спорта? Попытаюсь поразмышлять над этим вопросами и понять, насколько прав автор.
На мой взгляд, в основу данного высказывания заложена актуальная проблема взаимосвязи свободной предпринимательской деятельности и конкуренции как одного из механизмов рыночной структуры. Обязательно ли предпринимателям воевать и можно ли создать такие условия свободной экономической деятельности, при которых бы осуществлялась взаимовыгодная партнерская деятельность, аналогичная здоровому состязанию в спорте? Чтобы обосновать свое отношение к высказыванию, обращусь к таким понятиям, как «бизнес», «конкуренция», «совершенная и несовершенная конкуренция». Итак, под предпринимательством (бизнесом) обычно понимают определенный способ хозяйствования, утвердившийся в экономике, цель которого – получение прибыли через удовлетворение потребностей общества. Так, например, в своей концепции социально-экономического развития известный австрийский экономист Ф. Хайек особо подчеркивает, что в современных условиях предприниматели действуют в рамках высокой рыночной конкуренции и побеждает тот из них, кто в этой конкуренции выживет. Под конкуренцией мы понимаем соревнование экономических элементов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли. Именно конкуренция заставляет предпринимателя в поисках высокой прибыли искать новые продукты, использовать различные рынки сырья, искать именно те самые новейшие производственные комбинации, которые и обеспечивают динамическое развитие экономической системы. Имея возможность проявить себя, люди находят принципиально новые пути решения возникающих проблем, тем самым человек оказывается способным предложить обществу что-то новое. Отсюда: предназначение бизнеса на сегодняшний день состоит, на мой взгляд, не только в получении прибыли, но и в социальной ответственности, которая предполагает отношения доверия и партнерства. Анализ социальной ответственности предпринимательства определяется необходимостью осмысления процессов создания нравственного климата и выработки деловой этики, способствующих развитию цивилизованного предпринимательства. Но всегда ли борьба между предпринимателями носит цивилизованный характер? В связи с этим считаю необходимым обратиться к таким понятиям, как «совершенная» и «несовершенная конкуренция». Начну с того, что, на мой взгляд, главное в рыночной экономике – это экономическая свобода, в условиях которой и возможна так называемая совершенная (свободная) конкуренция – вид конкуренции, при которой цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения. Итак, совершенная конкуренция — это когда на рынке имеется такое большое количество продавцов, при котором каждый из них, обеспечивая почти мизерную долю общего объема предложения, практически не в состоянии воздействовать на предложение, а следовательно, и на цену продукта. Покупатели и продавцы могут свободно заходить на рынок и покидать его. Таким образом, именно совершенная конкуренция обеспечивает общее равновесие или состояние оптимальности, создавая условия для получения максимальной полезности, и является идеальной моделью рынка, в условиях которого и происходит здоровое, регулируемое определенными этическими нормами и правилами, состязание конкурентов, как в спорте, а уже конечный результат будет зависеть от способностей, воли к победе и т. д. Ведь и в спорте главной целью профессионального спортсмена является достижение результата — выиграть, стать первым, войти в тройку сильнейших и т. д. И в бизнесе, и в спорте начинают пробовать себя многие, но не все становятся профессионалами, а в
«чемпионами» становятся лишь единицы. А такие слова, как «команда», «поле», «игрок», «тренер» и т. д., давно вошли в обиход обеих сфер. Идеология, принципы, стратегии, тактики, приемы и методы, применяемые в спорте, представляют собой неисчерпаемый ресурс для использования в бизнесе, менеджменте и маркетинге. Вот почему я солидарна с А. Моруа, который связывает бизнес и спорт.
Но совершенной конкуренции (идеальной, которой в чистом виде не существует) противостоит несовершенная, при которой создается олигополистический рынок, когда несколько крупных фирм полностью контролируют производство и сбыт продукции определенного вида. В таких условиях свободная конкуренция или состязания, схожие со спортом, невозможны. Происходит ожесточенная борьба или, говоря словами автора, война, при которой сильные соперники загоняют в угол более слабых и вытесняют (уничтожают) из рынка. Вот почему Моруа сравнивает бизнес с войной или конкурентной борьбой. И все же, я думаю, можно добиться здоровой конкуренции и не допустить дестабилизации рыночной ситуации. Каковы же пути решения этой проблемы? Я думаю, что их немало: это и антимонопольная политика государства, направленная на создание здоровой рыночной среды, и поддержка конкуренции; это, безусловно, и талант самого предпринимателя, который должен грамотно управлять своим бизнесом, овладевать знаниями менеджмента, следить за требованиями и ситуацией на рынке, использовать рекламу и т. д. Одним словом, чтобы победить в конкурентной борьбе, нужно обладать многими качествами спортсмена. В подтверждение авторской позиции хочу привести мнение немецкого экономиста Людвига Эрхарда, который называл конкуренцию «соревнованием вместо эгоизма... основным демократическим правом свободы потребления», находящимся в логической связи со свободой предпринимательства производить и продавать те продукты, которые отвечают спросу населения и производства и продажа которых обещает ему успех».
В заключение мне хотелось бы согласиться с высказыванием французского писателя А. Моруа о том, что бизнес – это сочетание войны и спорта, только несколько другого понимания войны – как здоровой конкурентной борьбы.