Чему человек может научиться у природы? Итоговое сочинение
Наблюдательный человек, склонный к созерцанию и размышлениям, может многому научиться у природы, которая является высшей мудростью, олицетворением нравственных идеалов и истинных ценностей. Человек «естественный», близкий к природе, приобретает такие качества, как гармоничность, спокойствие, разумность, терпеливость, способность к обновлению души. Наблюдая, как зимний дуб стойко переносит стужу и мороз, человек понимает, что нужно мужественно переносить жизненные невзгоды, верить, что придёт счастливая пора. Видя, как весной деревья распускают молодую листву, возрождаются к новой жизни, человек начинает верить, что и он способен воскреснуть для новой жизни.
Русские писатели часто обращались к теме природы, чтобы наиболее полно и ярко раскрыть внутренний мир своих героев. Мир природы был идеалом Л. Н. Толстого. Поэтому одной из важных характеристик героев Толстого является их отношение к природе. Она органично входит в жизнь «ищущих» героев Л.Н. Толстого, переплетается с их мыслями и переживаниями, иногда помогает переосмыслить, пересмотреть свою жизнь и даже изменить ее. Толстой часто использует пейзаж для анализа душевного состояния князя Андрея. Духовная красота Наташи Ростовой, поэтичность ее натуры проявляются в отношениях героини к природной стихии. Как прекрасна и непосредственна Наташа, любующаяся красотой ночи в Отрадном: «Соня, Соня! – послышался опять первый голос. – Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть!.. – Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало... – Нет, ты посмотри, что за луна!..» Описание лунной ночи в Отрадном, которой любуются одновременно князь Андрей и Наташа, эмоционально и романтически приподнято.
Этот пример говорит о том, что красота природы, которой мы восхищаемся, возвышает и облагораживает наш душу, мы учимся любить окружающий мир и беречь его красоту.
Природа часто помогает героям Толстого узнать свое состояние, разобраться во всем: небо над Аустерлицем, описание Дуная, образ дуба. Например, в Аустерлицком сражении природа (высокое небо) помогает герою осознать ложность своих мечтаний о славе и устремлений к ней. Болконский совершил то, о чём он мечтал – повторил подвиг своего кумира Наполеона. Кутузов попросил своего адъютанта остановить убегающих в панике апшеронцев, и князь Андрей с удовлетворением подумал, что наконец наступила решительная минута. Он подхватил знамя и побежал вперёд, с наслаждением слыша свист пуль и увлекая за собой русских солдат. Но в этот момент князь Андрей был ранен. Упав на спину, он увидел высокое бесконечное небо с медленно и торжественно плывущими по нему облаками, сравнил эти спокойные облака с озлобленными и испуганными лицами русского артиллериста и француза, которые почему-то тащили друг у друга банник, и почувствовал, что он счастлив, потому что увидел наконец высокое небо. Он подумал, что всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Наполеон, его герой, теперь показался ему маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и высоким бесконечным небом. Ничтожность Наполеона в глазах Болконского передаётся с помощью детали: слова Наполеона сравниваются с жужжанием мухи.
Так, природа помогает герою осознать ложность своих целей. Она приводит к нравственному открытию, к моменту истины, с помощью неё он начинает понимать смысл своего существования.
На основании двух примеров из романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» мы приходим к выводу, что природа может многому научить человека. Деревья, цветы и травы молчат, но, созерцая их красоту, мы учимся беречь и ценить всё, что окружает нас. Мы учимся мужеству и терпению, смиренно переносим жизненные испытания и невзгоды, набираемся стойкости, обретаем веру в лучшее будущее.