Что такое бестактность? Думаю, это отсутствие чувства меры, неумение понять чужую боль. К сожалению, в современном мире слишком много бестактных людей. Находиться рядом с ними некомфортно: они нарушают личное пространство, не понимают, когда им надо остановиться в своём любопытстве.
Чтобы обосновать свою точку зрения, я бы хотела обратиться к тексту писателя, драматурга Э. Ю. Шима. Автор рассказывает о девочке Лисопете, которую трудно назвать тактичной. Из-за её нежелания сдерживать своё любопытство одноклассник Жека попадает в трудную ситуацию. О том, насколько переживает мальчик вмешательство Лисопеты и его одноклассников, говорится в предложении 9."Стиснув до побеления губы, зыркая исподлобья, Жека пытался отнять портреты" - читая это описание, я понимаю в том, как тяжело человеку, который столкнулся с бестактностью.
В том, как отсутствие такта может ранить человека, мы можем убедиться, читая произведения классика английской литературы, Артура Конан Дойла "Приключения Шерлока Холмса". В одной из историй автор рассказывает о том, как главный герой своей бестактностью ранил чувства подруги. Будучи в хороших отношениях с Молли Хупер, Шерлок Холмс однажды под Рождество, своим безмерным любопытством довел героиню до слёз. Читая произведения Конан Дойла, я понимаю, что бестактность может быть присуща не только плохим, но и положительным людям.
Анализируя поведение героев Э. Ю. Шима и А. Конан Дойла, я понимаю, насколько важно проявлять чувство меры, общаясь с людьми.
(1)На первой перемене Жека укладывал в портфель учебники. (2)Мчавшаяся между партами Лисапета Вторая задела портфель – он, перевернувшись, брякнулся об пол. (3)Из него покатились шариковые ручки, какие-то гвоздики и шурупы, а ещё веером разлетелась пачка больших цветных портретов. (4)С неожиданной суетливостью Жека метнулся их подбирать, отталкивая любопытных. (5)Но кто-то успел поднять несколько глянцевых листов. (6)И здесь началось...
– (7)Ребята, он сдвинулся по фазе! (8)Он артисток собирает!
(9)Стиснув до побеления губы, зыркая исподлобья, Жека пытался отнять портреты, а их перебрасывали с парты на парту, передавали по кругу – началась детская игра «А ну-ка, отними!»...
(10)Вошла учительница – все кинулись по местам, и начался урок. (11)Лисапета Вторая нацарапала записочку Вере, своей соседке по парте: «Жеку теперь засмеют!» (12)Вера незаметно обернулась к Жеке. (13)Тот сидел сгорбясь – локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком, – взглядом упирался в одну точку – от всех отгорожен, замкнут, защёлкнут на замок. (14)Просто дикарь, да и только. (15)После урока Лисапета подскочила к Вере:
– (16)Верка, я кое-что тебе расскажу, и ты просто умрёшь от удивления! (17)Я видела на почтамте, как Жека отправлял толстые конверты!
– (18)Кому отправлял?
(19)Лисапета, конечно, была неплохая девчонка, но, когда она появлялась, сразу хотелось съёжиться – так она суетилась и вращалась. (20)Казалось, будто Лисапета находится в нескольких местах сразу.
– (21)Помнишь, в нашем классе училась Лиза Ракитина, которая на север уехала? (22)Вот этой Лизке он и отправлял письма!
– (23)Не врёшь?
– (24)Верка, я своими глазами видела: город Норильск, улица, дом, и вот такими буквами – Е. Ракитиной!.. (25)Я специально подошла поближе, чтобы адрес прочитать! (26)Она уехала, а он, представь, страдает! (27)Вот завтра в классе посмеёмся!
– (28)Тебе его не жалко?
– (29)Хоть одну-то извилину надо иметь! (30)Кому нужны эти дурацкие тайны? – фыркнула Лисапета. – (31)И эта Лизка Ракитина тоже хороша! (32)Помню, как она собирала этих актёров, чьи фотографии из журнальчиков выстригала! (33)Мещанка!
– (34)Она совсем не мещанка. (35)Просто она плохо видит. (36)Сидит в кино, а видит одни пятна, и ей хотелось запомнить актёров… (37)Вот он и отправляет ей открытки любимых актёров... (38)А Лизка Ракитина больше не живёт в Норильске! (39)Опять переехала, а он, наверное, не знает. (40)Лисапета вдруг явственно увидела, как толстые Жекины конверты, обклеенные марками, цепочкой движутся на север, к городу Норильску. (41)Летят, будто стая гусей. (42)Их сбивает ветром, и они теряются где-то в снегах, пропадают бесследно. (43)И ей почему-то стало очень жалко, что эти письма не дойдут до своего адресата...
(По Э.Ю. Шиму)*