Дом и бездомье. (По роману М.А.Булгакова «Белая гвардия» .)
Я не перестаю восхищаться творчеством Михаила Афанасьевича Булгакова. Перечитывая уже не помню в какой раз роман «Белая гвардия», я впервые задумалась над тем, почему роман начинается с описания семьи и дома Турбиных. Ясно, что это главные герои, что события развиваются вокруг них, что «дом – моя крепость». И всё же… Декабрь 1918 года. По ночам над Городом «…высоко в небе стоят две звезды…»и царит Владимир с чёрным крестом.В Городе тревожно. Это подчёркивается даже самим ритмом бунинской прозы: «Немцы!!! Немцы!!! Петурра!!!» Уходит старый мир. Умирает мать. Рушатся надежды на будущее.
Мудрый Булгаков, рассказывая о доме Турбиных, о матери, о её смерти, о бронзовой лампе под абажуром, «лучших на свете» шкафах с книгами, говорит: «Жизнь-то им как раз и перебило на самом рассвете…». Возникает тема семьи, дома – как начала всех начал, источника культуры, традиций и нравственных ценностей. Булгаков с любовью отмечает приметы мирного быта интеллигентной семьи – всё, что было нормой, традицией до революции и войны, к чему тянется усталая душа: цветы в вазе, белая скатерть, бессмертный «Фауст»…
Домой, домой бежит Николка Турбин после смерти Най-Турса на страшном перекрёстке. «Сразу распахнулась кремовая штора… Часы… тонк – танк…» Дом – приют и пристань, спасение и уверенность. Но из дома Турбиных уходит, даже убегает, «крысьей побежкой» Тальберг, потому что он чужой в доме. Его глаза имеют странное свойство быть многослойными, и это мешает семье Турбиных принять его. Зато странного, нелепого Лариосикапринимают в доме, где живут по законам добра. Его появление совпадает с возвращением раненого Алексея Турбина, которого уже оплакивали в доме. Ларион разбил сервиз, который решили придать забвению, потому что«это хамство и мещанство». Эти страницы романа можно сравнить с описанием квартиры Лисовича и его жены, их взаимной неприязни, скупости, низости душ и помыслов. Есть ещё один образ в романе – Петька Щеглов. Это мальчишка. Николка, заглядывая в окошко, видит, как моют Петьку, что бельё висит на веревке. И Николке показалось, что «у Щегловых тепло и уютно». Это тоже дом, но
другой.
Когда раненый Алексей Турбин приходит в себя у Юлии, он рассматривает старые картины на стенах: «Эполеты его приковали… Был мирный свет сальной свечи… Был мир, и вот мир убит». Заканчивается роман картиной мирно спящего дома в тот момент, когда одна власть меняет другую. В доме все видят сны. Но над Городом стоит Владимир с крестом похожим на меч. «Меч исчезнет, а вот звёзды останутся», потому что они бессмертны, как вечен «Фауст» и «Саардамский плотник».