«Голова должна воспитывать сердце» (Ф. Шиллер)
Разум и чувства — два способа освоения человеком мира, взаимосвязанные и взаимодействующие друг с другом на протяжении всей истории человечества. 10 Сложность и изменчивость взаимоотношений между разумом и чувствами объясняют крайнюю разноречивость осмысления их связи и различий — от фактического их отождествления до абсолютного противопоставления. К примеру, если мы говорим об эпохе классицизма в нашей литературе, то имеем в виду противопоставление разума чувствам. Пришедший ему на смену сентиментализм, наоборот, во главу угла ставил чувственность, отодвигая научное познание мира на второй план. Только в мифологическом сознании эти два способа освоения человеком мира были тождеством. В целом же взаимоотношения разума и чувств могут расцениваться как благотворные для них обоих, если они не ведут к подавлению специфических законов освоения действительности путем научного познания или чувственного восприятия. О таких крайностях свидетельствуют классицизм и сентиментализм в нашей литературе.
Литературный классицизм берет свое начало от идей эпохи Просвещения, господствовавшей в Европе в XVI-XVII веках. В основе классицизма лежат идеи рационализма. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Кроме того, эстетика классицизма придавала огромное значение общественно-воспитательной функции.
Обратимся, например, к комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Само название комедии относит нас к указу Петра I, который запрещал неученым дворянам служить и жениться, называя таких молодых людей «недорослями». Митрофанушка — тот самый «недоросль», который бесполезен Отечеству. Но не о нем здесь пойдет речь, а о Стародуме, дяде Софьи, который бросил все и уехал в Сибирь, потому что иначе заработать денег, не «променивая их на совесть», не мог, а теперь возвращается и пытается устроить судьбу племянницы. Он не спрашивает Софью о ее чувствах, и Софья, не зная, что дядя выбрал ей в мужья Милона, соглашается с его волей. Видимо, они оба считают, что «голова должна воспитать сердце», поэтому никаких других вариантов не допускают. Счастье Софьи, что ее выбор совпал с дядюшкиным, а ведь могло быть и иначе... Так вот, все беседы Стародума (с Правдиным, Милоном, Софьей) — это пример того, как «голова воспитывает сердце». Беседуя с Софьей о добродетели, Стародум объясняет племяннице, что знатность и богатство должны исчисляться не по делам для собственной выгоды, а по делам для отечества и других людей. Говоря о семейной жизни, он поучает, что муж и жена должны понимать друг друга, поддерживать, если они любят друг друга, то любовь эта должна быть дружеской. Конечно, мы понимаем, что без правды и благонравия нельзя жить, что залог благосостояния государства — достойные, честные, образованные, воспитанные люди. Но хочется, чтобы и искренним чувствам в этом обществе нашлось соответствующее место.
Человечество часто идет путем крайностей. Вот и в эпоху сентиментализма выдвигаются, в противовес классицизму, идеи «естественного», «чувствительного» человека. Писатели-сентименталисты исходили из того, что человек — творение природы — от рождения обладает задатками «естественной добродетели» и «чувствительности». Теперь не разум, а степень чувствительности определяет достоинство человека и значимость всех его действий. Поэтому на литературной сцене появляются не государственные мужи с их проповедями об образованности, а крестьянки, которые «тоже умеют любить». Такой героиней стала Лиза из повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Будучи по происхождению выходцем из третьего сословия, она влюбилась, на свою беду, в молодого дворянина Эраста. Конечно, ее внутренний мир не уступал по своему богатству и чистоте чувств образованному и воспитанному в дворянской среде Эрасту, но даже превосходил его. Однако умом Лиза должна была понимать, что никогда они не составят счастье друг другу, но слушалась только сердца. А «голова должна воспитывать сердце», потому для достижения счастья не было тех предпосылок, которые увидел бы человек со светлым умом. В итоге — личная трагедия, которая сделала несчастными еще и престарелую мать, рассказчика, да и самого Эраста.
Конечно, все мы несовершенны, в нас от природы заложено добро и зло, разумное начало и чувственная сторона, но мы не должны идти на поводу только у разума или только у сердца, мы должны искать единодушия. Совершая дурные и добрые поступки, испытывая благородные и низкие чувства, мы обязаны анализировать каждый прожитый день и стремиться к самосовершенствованию. И пусть «просвещенный разум облагораживает нравственные чувства», а голова воспитывает сердце, как говорил немецкий писатель-мыслитель XVIII века Ф. Шиллер.