Сочинение ОГЭ по тексту
Филолог Л. В. Успенский утверждал: "Грамматика дозволяет нам связать меж собой всевозможные слова, чтоб проявить всякую мысль о всяком предмете".
По моему понятию, это верно, так как лексика укрепляет смысл предметов и явлений окружающего, наших эмоций, а законы грамматики разрешают объединить их в законченную мысль.
Например, морфемный метод образования слов даёт вероятность из 1-го слова сформировать некоторое количество однокоренных с разными цветами значений. Слова " малёк "( пр. 27) и " малец "( пр. 38) образованы от 1-го и такого же корня( так традиционно молвят о молодых детях), но выражают они различные цвета значения.
С точки зрения же грамматики эти слова являются обращениями, именуют того, к кому обращаются с речью, и в зависимости от ситуациии имеют все шансы получать различный смысловой оттенок: в губах Касюкова " малёк " отображает неуважение к Альке, а Матвей Сергеевич одним словом " малец " подчёркивает своё благое известие к мальчику.
Следовательно, без взаимодействия лексики и грамматики нереально взять в толк значение сказанного.
Текст В. Крапивина:
(1)Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки. (2)И лошадь у него волшебная, великанская, потому что высоко под облаками шумит её зелёная грива, и выходит конь на простор и несёт Альку по сказочным странам.
(3)Было всё хорошо, но вдруг нависла над Зелёной Гривой беда.
(4)Подошёл как-то высоченный парень в клетчатой рубахе. (5)На плече он нёс длинную тяжёлую рейку с белыми и чёрными отметинами.
(6)Парень спросил:
(7)— Берёзу объезжаешь, значит?
(8)— Нет, — тихо сказал Алька. (9)— Это я играю.
(1)Парень закурил и лениво сообщил:
(11)— Ну, скоро твоей игре конец!
(12)— Почему? — спросил Алька, с беспокойством глядя на незваного гостя.
(13)Тот охотно объяснил:
(14)— Здесь мост через овраг построят. (15)А берёзу твою — под корешок.
(16)— Дяденька, не надо, она же красивая! — крикнул Алька и прыгнул на землю.
(17)— Ха! (18)Не надо! (19)А мост?
(20)— А если в другом месте сделать мост? — попросил Алька. (21)— Тут везде места много, чтобы его построить.
(22)Он двумя руками держал Зелёную Гриву за ствол, будто над ней уже занесли топор.
(23)Парень затоптал недокуренную папиросу и объяснил:
(24)— Новое место искать надо, а я, пацан, устал, и, конечно, некогда мне. (25)Меня помощник ждёт на той стороне.
(26)Он поднял рейку и вдруг ухмыльнулся.
(27)— Слушай, малёк, давай заключать договор: ты хватай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое место. (28)По рукам?
(29)Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от которого зависит жизнь Зелёной Гривы!
(30)— Хватай и двигай вперёд, — ухмыляясь, велел парень.
(31)Алька торопливо схватил тяжеленную рейку. (32)Он еле тащил её и скоро совсем выбился из сил, а парень поднимался впереди и иногда оглядывался:
(33)— Ползёшь, пацан?
(34)Алька молча кивал и полз вверх по косогору. (35)Он боялся сказать, что очень устал. (З6)Вдруг тогда этот парень разозлится и срубит Зелёную Гриву, несмотря на то что Алька выполнил его условие?
(37)Наверху стоял мужчина в серой кепке и парусиновом пиджаке.
(38)— Ты откуда, малец? — услышал он густой голос. (39)— Руку давай. (40)Ух и увозился! (41)Мать-то тебе задаст. (42)А рейку где взял?
(43)Алька оглянулся и кивнул на парня, который, ухмыляясь, подходил к ним.
(44)— А ну, Касюков, — негромко сказал мужчина, — отвечай, ты что это с ребёнком делаешь?
(45)— А что, Матвей Сергеевич, — всё ещё улыбаясь, без зазрения совести начал парень, — трудовое воспитание.
(46)На щеках Матвея Сергеевича заходили тугие узлы.
(47)— Вот возьму я эту рейку, — тихо сказал он, — и сломаю о твой хребет. (48)Ах ты дуб-бина! (49)Я тебя с практики к чёртовой бабушке отошлю и в техникум напишу! (50)Я тебе устрою баню! (51)А зачем ты, малец, этого балбеса слушал?
(52)— Он сказал... берёзу срубят... если не понесу, — прошептал Алька.
(53)— Берёзу?
(54)— Ага. (55)Вон ту. (56)Потому что будет мост... (57)Дяденька, правда срубят?
(58)Матвей Сергеевич чуть улыбнулся.
(59)— Твоя, что ли, берёза-то? — поинтересовался он.
(60)— Моя... (61)То есть она ничья. (62)Я играю с ней. (63)Правда срубят? — снова со страхом спросил он.
(64)— Нет, — сказал Матвей Сергеевич. (65)— Чего же дерево губить?
(66)Он обнял Альку и прижал к себе.
(67)— Расти, сынок. (68)Из тебя настоящий человек выйдет
(По В. Крапивину)