Официальные направления итогового сочинения
1. Забвению не подлежит
2. Я и другие
3. Время перемен
4. Разговор с собой
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Примеры тем 2020 года
Согласны ли вы с высказыванием И. Ганди: «История - самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики»?
Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?
Стоит ли бояться перемен?
Как найти своё место в жизни?
Какие черты присущи людям XXI века?
Примерно так и будет выглядеть ваш экзаменационный билет. Вам нужно выбрать одну тему
Забвению не подлежит: аспекты направления
«Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы».
Примеры тем
Забвению не подлежит: что почитать?
Великая Отечественная война
Гражданская война
Я и другие: аспекты направления
«При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам(в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему».
Примеры тем
Я и другие: что почитать?
Время перемен: аспекты направления
«В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники(художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями».
Примеры тем
Время перемен: что почитать?
Разговор с собой: аспекты направления
«Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике».
Примеры тем
Разговор с собой: что почитать?
Между прошлым и будущим: портрет моего поколения: аспекты направления
«Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики».
Примеры тем
Между прошлым и будущим: портрет моего поколения Что почитать?
Структура сочинения
Тип 1 | Тип 2 | Тип 3 | |
Введение | 1. Зачин | 1. Зачин | 1. Зачин |
Основная часть | 2. Тезис | 2. Аргумент 1 | 2. Тезис 1 |
3. Аргумент 1 | 3. Аргумент 2 | 3. Аргумент 1 | |
4. Аргумент 2 | 4. Тезис | 4. Тезис 2 | |
5. Аргумент 2 | |||
Заключение | 5. Повтор тезиса | 5. Призыв к читателю | 6. Призыв к читателю |
Структура сочинения
1. Зачин | Я выбрал эту тему для своего сочинения, потому что… // Наверное, каждому из нас знакомо чувство… |
2. Тезис (утверждение – ответ на вопрос) + развитие мысли | Так что же / как же…? (тут повтор вопроса - темы сочинения) Я думаю, что … |
3. Переход + Аргумент 1: пример из литературы + микровывод | Многие авторы-классики обращались к этой теме. Так, в произведении … Этим рассказом / эпизодом автор доносит до нас следующую мысль: … |
4. Переход + Аргумент 2: пример из литературы + микровывод | Существуют и другие аргументы, подтверждающие мою точку зрения. Например, в романе …. На примере жизненного пути этого персонажа мы можем видеть, что … |
5. Заключение (повтор тезиса) | Итак, как подсказывают нам отечественные и зарубежные литературные произведения, … |
Вопрос - ответ
1. Сколько должно быть аргументов?
Одного достаточно. Главное – не количество аргументов, а качество! (минус одного аргумента – сложно набрать 250 слов)
2. Можно ли использовать зарубежную литературу?
Можно (можно брать даже «Гарри Поттера» и «Голодные игры»)
3. Сколько слов должно быть в сочинении?
Минимум – 250 (меньше – незачёт). Рекомендуется – 350.
4. Сколько у меня будет времени на выполнение задания?
3 часа 55 минут
Советы
Источник: Соточка по русскому
Оригинальный документ: открыть в формате pdf