Сочинение по направлению: разум и чувства
«Ваши разум и страсть — руль и паруса вашей плывущей по морю души». С этой яркой метафоры ливанского писателя Х. Джубрана я бы хотела начать своё сочинение-рассуждение. Мне кажется, что сравнение здравого смысла и порывов сердца с механизмами управления нашей жизни очень точно. Оно показывает, насколько важна гармония этих двух направляющих внутреннего мира человека. И если для кого-то, как и для Печорина, Ленского, Олеси, важны в первую очередь эмоции, страсть, то другие, подобно Раскольникову, Штольцу, Ивану Денисовичу Шухову, не мыслят свою жизнь без логичных, продуманных действий. Так, может быть, противоборство ума и сердца и есть гармония души человека, составляющая его жизни? Ответ на этот вопрос помогают найти произведения русских и зарубежных авторов.
Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет» - произведение, в котором, безусловно, можно найти ответ на этот вопрос. Главный герой произведения Желтков заставляет меня думать о том, какую роль играют чувства в жизни человека. История его безответной, искренней, сильной любви очень показательна. На протяжении семи лет мелкий чиновник живет этим всепоглощающим чувством: он постоянно следит за Верой Шеиной, пишет ей письма, на которые нет ответа, хранит программу художественной выставки и платок, забытые ею. Он знает о многих пристрастиях княгини, о ее музыкальном увлечении, даже о том, что чаще всего она бывает на бетховенских квартетах. Невозможно без слез читать последнее прощальное письмо героя, в котором он признаётся: в жизни его не интересует ни политика, ни наука, ни философия, ни забота об общем благе - вся его жизнь заключается только в этом громадном чувстве. Куприн показывает, что человек, лишенный смысла всей его жизни, не находит иного выхода, как уйти из неё. Читая историю Желткова и Веры Шеиной, понимаю, что противоборство чувств и разума не приведет к гармонии в душе человека.
А можно ли достичь внутреннего равновесия между здравым смыслом и душевными порывами? Безусловно. Уверенность в этом я черпаю из произведения Э.-Э. Шмитта «Оскар и Розовая Дама». Автор знакомит нас с одним из главных героев – сиделкой, которая приходит присматривать за больными детьми в онкологическое отделение больницы. Анализируя поступки старенькой бабушки Розы (так ее называет главный герой 10-летний Оскар), мы понимаем, что в них сочетаются продуманные действия и сильные эмоции. Жизненный опыт, чувство жалости, сочувствие героини к больному раком мальчику помогают ей принимать разумные, соответствующие нравственным нормам решения, которые не дадут ребенку пасть духом: рассказывает забавные небылицы, придумывает легенду о двенадцати волшебных днях, призывает поверить в Бога и писать ему письма, предлагает Оскару верить, а не бояться. Думаю, именно эта невыносимая боль, чувство неизбежности, скорбь и трезвое осознание того, что она не в силах что-то изменить, заставляют Розовую Даму делать всё, чтобы мальчик прожил полноценную жизнь, свои сто десять лет. Шмитт показывает, что именно в такие моменты, когда мы хотим изменить жизнь, переписать судьбу, но не в силах противостоять Высшим силам, наш разум и наши чувства начинают существовать в гармонии, следовать единому плану, что противоборство этих двух важнейших механизмов нашего организма ни к чему хорошему не приведёт.
Порывы души и голос рассудка, безусловно, не могут рассматриваться как соперничающие единицы. Неслучайно я начала своё сочинение-рассуждение с метафоры: логичные, продуманные действия и эмоции, страсть – важнейшие направляющие внутреннего мира человека – единый механизм, который в случае отсутствия одного из составляющих приводит к разрушению, поломке, подобно рулю и парусам, птице и крыльям, морским жителям и воде, человеку и биению сердца.