Как научить ребёнка выражать мысли?
Способность четко высказываться очень необходима каждому человеку, в любой жизненной ситуации, но большинство людей ощущают трудности в передачи мыслей в устной, а еще больше, в письменной форме. Проблема в потерянном времени. Умение связно говорить формируется еще в дошкольном возрасте. К сожалению детей начинают учить пересказывать уже в школе у ребенка формируется страх сказать или написать что то не так, чтобы не получить низкую оценку (так называемый дидактичный невроз). Начинать учить ребенка рассказывать нужно уже в дошкольном возрасте, пока ребенку интересно играть в новую игру и ему не грозит плохая оценка. Обучение проходит в несколько этапов.
Первый этап. У ребенка должен быть достаточный литературный опыт. Познакомить с лучшими образцами художественной литературы (сказки мультфильмы детские рассказы), каждую сказку нужно обрабатывать, объяснять непонятные слова, фразы, спросить, кто из персонажей понравился, а кто нет, заставить пересказывать близко к тексту (для развития памяти). Ребенок учиться думать, мыслить, фантазировать, варьировать сюжет, а не бездумно следить за действием на экране.
Второй этап. Складывать рассказы по рисункам серия рисунков развивает образное мышление после устного предсказывания взрослому можно записать речь ребенка
Третий этап. Сочинять рассказы по одному рисунку или картине, на этом этапе важно объяснить, что рисунок пишется по такому плану:
- Что было до этого?
- Что видишь на рисунке?
- Что случилось после? (Сюжетом могут быть юмористические картинки, например: собачонок сидит перед развернутой книгой).
Четвертый этап. Создание рассказов описаний. Переходить до сочинений-описаний без использования зрительной опоры. К примеру сочинение "Листопад".
"Листопад начинается в октябре, а в ноябре на деревьях уже не останется ни единого листочка и листья станут чёрными от дождей. С каждого дерева листья падают по-разному. У ясеня лист летит как сказочная жар птица. Березовые листочки порхают словно бабочки. У липы падают на холодную землю золотые сердца. Вербы отпускают за ветром золотых рыбок, а вишневые листочки плавают по ветру словно лодочки. И только дуб, могущественный богатырь, стоит в металлических листвяных латах.
Пятый этап. Описание реальных людей. Взрослые просят ребенка вспомнить события из его жизни, которые оставили у него особые впечатления. Складывается план за планом, строиться рассказ, например, "Кот-герой"
" Я шел возле детской площадки, был теплый солнечный день, четыре кота лежали на теплой земле и грелись на весеннем солнышке. Вдруг я увидел, что к площадке приближается дед, а перед ним, без поводка, бежит большой рыжий пес, который явно хочет погонять котов. Один кот перепугано вскочил на горку, другие два кота выгнули спины и приготовились убегать, а вот четвертый кот проявил настоящий кошачий героизм! Он сделал несколько прыжков навстречу собаке и ударил его по морде лапой с выпущенными когтями. Чтобы достать до собачьей морды, коту пришлось высоко подпрыгнуть, пес запищал и кинулся бежать. Перепуганный дед быстро забрал пса от этого места. Гордый кот победитель улегся там, где лежал раньше. Настоящий герой этот кот был втрое меньше собаки".
Шестой этап. Сочинить рассказ по собственной инициативе без помощи взрослого и без плана, например, рассказ: "Почему вороны бывают разного цвета"
"Вороны купаться на дождь или на тепло. Вороны, которые купались в грязных лужах стали черными. Вороны, которые после лужи выкупались в пыли стали серыми. И только опрятные вороны, которые купаются в чистых фонтанах, бывают белыми, но опрятных ворон очень мало, поэтому белые вороны встречаются очень редко.
Я не предлагаю делать из детей профессиональных писателей, а скорее, наоборот, если ставить ребенку высокие требования и при этом ожидать гениальных рассказов, то это постепенно отобьёт у него интерес к творчеству. Суть в другом, элементарное литературное творчество ребенка развивает мышление, логику, фантазию, внимание. Оно обогащает словарный запас, стимулирует желание учиться, приучает заполнять свое свободное время полезной деятельностью, воспитывает организованность, самостоятельность, и формирует самоуважение.