Эссе по высказыванию:
«Хорошие законы порождены дурными нравами»
(Тацит)
Что такое закон и как он соотносится с моралью? Какой смысл вкладывает Тацит в понятие «хорошие законы»? Почему, по мнению римского историка, хорошие законы порождены именно дурными нравами? Попытаюсь поразмышлять над этими вопросами и определить, насколько прав древнеримский мыслитель.
На мой взгляд, в основу высказывания заложена проблема взаимосвязи закона (права) и нравственности (морали). Чтобы обосновать свое отношение к проблеме, рассмотрю такие термины, как «закон», «мораль» и их взаимосвязь. Мораль, как известно, – это система норм, правил, регулирующих общее поведение людей. Еще в глубокой древности был заложен фундамент главного общечеловеческого морального требования – «золотого правила нравственности», которое гласит: «Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе». Человечество выработало основные моральные представления о добре и зле, о постыдном и похвальном, о чести, совести, долге, а также моральные запреты: не убивать, не воровать и т. д. Но, к сожалению, реализация норм морали обеспечивается лишь внутренним убеждением и средствами общественного мнения. Именно поэтому в государстве существует право (закон) — система юридических норм, регулирующих общественные отношения, требующих обязательного выполнения законов. Реализация правовых норм достигается мерами государственного принуждения. Таким образом, мораль и право неразрывно связаны, взаимно дополняют друг друга. Напротив, бездуховность, низкий уровень правосознания – это путь к противоправному поведению, а значит, к нарушению прав человека. Какой же смысл вносит Тацит в понятие «хорошие законы»? На мой взгляд, под хорошими законами подразумеваются такие, которые прежде всего выражают свободу личности и утверждают справедливость, четко регулируют общественные отношения. Хорошим законам всегда присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения. Вот почему органическая связь нравственных идеалов и принципов, воплощающихся в реальные правовые связи и отношения, – свидетельство повышения моральной ценности права (закона). Отсюда: нравственное измерение права — неотъемлемое условие его дальнейшего развития и совершенствования, условие его личностной гуманистической ориентации, то есть, другими словами, «законы и установления должны идти рука об руку с прогрессом человеческой души» (Т. Джефферсон). Поскольку жизнь общества находится в постоянном развитии, то и законы, я считаю, должны обновляться по мере того, как изменяются экономика, политика, а также мировоззрение в целом. Если же этого не происходит, законы перестают быть действенным руководством, а низкий уровень нравственности отдельных граждан приводит к тому, что в них находятся всевозможные лазейки для уклонения от юридической ответственности. К сожалению, современная правовая система России далека от совершенства (неслучайно в настоящее время проводится ее реформирование, а многие законы дополняются, совершенствуются). И это вынужденная мера – следствие не только требований прогресса, но и низкого уровня правовой культуры, безнравственности и безответственности отдельных граждан. К сожалению, правовой менталитет современного русского человека сводится к тому, что «законы пишутся, чтобы их нарушать». Чаще всего это можно наблюдать в экономической сфере. Приведу пример: в апреле 2011 г. был существенно изменен «Закон о банкротстве», и главная цель изменений состояла в ужесточении ответственности лиц, оказывающих влияние на должника, за доведение предприятия до банкротства, за совершение действий и сделок в ущерб интересам кредиторов. До внесения изменений данный закон нередко использовался недобросовестными руководителями, которые преднамеренно либо фиктивно объявляли о своем банкротстве, чтобы не выплачивать долги по зарплате, кредитам и т. д. Внесенные уточнения закрыли многим мошенникам лазейки для
уклонения от ответственности, и в настоящее время в случае имеющихся долгов у предпринимателя-банкрота долги за него обязаны выплачивать его родственники. Этот пример свидетельствует о том, что как раз дурные нравы граждан и заставляют законодателей совершенствовать законы, то есть делать их «хорошими». Необходимо отметить также и то, что в современной России недостаток нравственности не может быть заменен хорошим законодательством, судом, администрацией, потому что без нормального духовно-нравственного развития людей никогда не будет правильной политико-правовой, государственной жизни. На мой взгляд, подлинно эффективным может стать лишь такое право, которое прочно опирается на нормы общественной морали, соответствует нравственным представлениям общества. Я уверена в том, что законы будут только тогда беспрекословно исполняться гражданами, когда пройдут через их волю и сознание, когда граждане будут обладать юридической ответственностью и правовой культурой. И чем больше граждан будут знать, что им можно, а чего нельзя делать, чем больше граждан будут подчиняться законам, тем больше будет справедливости, а произвола, беспредела – меньше. «Одним словом, право есть атрибут духа, его способ жизни, его необходимое проявление. А правосознание есть воля к верному праву и к единой, верховной цели права как таковой» (И. А. Ильин).
Я согласна с древнеримским историком Тацитом в том, что хорошие законы порождены дурными нравами.