«Кто умер, но не забыт, тот бессмертен». Как вы понимаете эти слова Лао Цзы?
Что остаётся после смерти человека? Умершего хоронят или кремируют, то есть физически покойный прекращает существовать. Однако будет глупо считать, что человек – это только тело, ведь при жизни он совершает различные поступки, общается с людьми, преобразует мир вокруг себя. А значит, физическая гибель человека не означает его окончательной смерти, пока жива память о нём, его словах и поступках. Так я понимаю слова Лао Цзы, подтверждением которым служит вся история человечества.
До тех пор пока память о человеке жива, его образ продолжает и после гибели тела вдохновлять или отталкивать, мотивировать и становиться примером или служить уроком, что позволяет говорить о своеобразном продолжении жизни. Образ ушедшего из жизни отца принца Гамлета в одноимённой трагедии Уильяма Шекспира символически отражает то, как воспоминания об умершем родственнике могут влиять на мир живущих. Тень отца Гамлета является принцу трижды, и в каждое свое появление призрак общается с главным героем. Дух просит у принца отмщения за его смерть от руки Клавдия, нового короля Дании. Терзаемый долгом кровной мести и чувством сострадания к духу отца, не находящему покоя в загробной жизни, Гамлет строит планы по убийству Клавдия, будучи по натуре человеком мыслящим, желающим не столько смерти врага, сколько его разоблачения. Гамлет стремится «быть», то есть стоять на стороне добра, но и противиться законам общества, в котором живёт, и сыновьему долгу не в силах. Всё это приводит к глубокому внутреннему конфликту, который оканчивается гибелью самого Гамлета. Так чувство вины перед отцом и жажда мщения за его смерть фактически определили судьбу принца.
Но память о человеке живёт не только внутри семьи. При жизни человек может серьёзнейшим образом повлиять на мир вокруг и навсегда вписать своё имя в историю, тем самым обеспечивая себе бессмертие. Размышления о том, чем возможно заслужить посмертную славу, лежат в основе интересной традиции поэтов писать себе «памятники» – произведения, отсылающие к оде Горация «К Мельпомене», где лирический герой перечисляет свои поэтические заслуги. Вслед за Горацием, ставившим себе в заслугу адаптацию греческой поэзии к итальянскому слогу, Г. Р. Державин своим важнейшим достижением назвал умение «истину царям с улыбкой говорить», а А. С. Пушкин гордился тем, что «восславил свободу». И действительно, спустя долгие годы Державина в школе изучают как известного сатирика, а вольнолюбивой пушкинской лирике посвящают не один урок.
Строго говоря, человеку вообще не обязательно быть живым в прямом смысле этого слова, чтобы обеспечить себе бессмертие. Существует множество примеров, когда словно бы ожившие литературные герои воплощались в увлеченных волнующим образом читателей. Описанный Гёте в романе «Страдания юного Вертера» герой невольно породил волну самоубийств, прокатившуюся по всей Европе в XVIII веке и даже повлёкшую за собой запрет на публикацию романа. Позднее именем Вертера был назван синдром, относящийся к массовым самоубийствам, спровоцированным выходом фильма, книги или материалом СМИ, а название произведения Гёте стало устойчивым выражением.
При всём при том многие ушедшие из жизни реальные люди, забытые своими потомками, навсегда уходят в небытие, став безликими незнакомцами в некогда родном мире. О них не помнят толком спустя три–четыре поколения, если они не сделали чего-то выдающегося при жизни. Этих людей значительно больше. И, возможно, своими действиями и решениями они ничуть не меньше изменили этот мир, чем знаменитые полководцы или известные писатели. Только в наших силах – возможность подарить ушедшим из этого мира родным и близким толику бессмертия, которого достоин каждый человек.