Кто в верности не клялся никогда, тот никогда ее и не нарушит.
Платон
Есть ли связь между понятиями «верность» и «клятва»? С точки зрения Платона, истинная преданность не требует громких обещаний, уверений в дружбе, любви…Действительно ли настоящая верность предполагает умение быть рядом в самые тяжёлые минуты жизни, способность жертвовать собственными интересами ряди другого человека? Или необходимы частые уверения в дружбе, любви? Прав ли великий философ, утверждая, что настоящая верность не требует громких фраз? Именно на этот вопрос я отвечу в сочинении-рассуждении.
А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой, М.А.Булгаков - ряд писателей, в романах которых встречаются герои, доказавшие свою верность делами, поступками, а не словами, клятвами, уверениями. Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» показала пример истинной преданности народу, Отчизне, вере. Читая о том, как главный герой не даёт отдохнуть после долгой дороги сыновьям, как он торопится попасть на Запорожскую Сечь, понимаешь, что казак не приемлет сытой, спокойной жизни. Главное для Тараса Бульбы -это борьба за честь казаков, за их свободу. Мысли, поступки отца и старшего сына помогают увидеть в них людей, которые не будут много говорить о своей преданности, но в трудные для запорожцев в время пожертвуют не только собственными интересами, но и жизнью ради Отечества. Так, пленённый Остап перед пытками думает не о себе, а о товарищах и пытается их подбодрить, призывая стойко держаться, не дать еретикам услышать стоны казаков. Уважение и гордость испытываешь, когда читаешь о том, как погибал главный герой. Даже когда пламя доходило до его сапог, он волновался о товарищах, о свободе, независимости казаков. Даже перед смертью он остаётся преданным Запорожской Сечи, православной русской вере. «Подымается из русской земли свой царь, не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему», - последние слова Тараса Бульбы - это клятва на верность Отечеству. Образы старого казака и его старшего сына убеждают в том, что настоящая преданность доказывается делом, жизнью.
Убедиться в том, что верность требует не слов и клятв, а действий, помог разговор главных героев романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир». Диалог Пьера Безухова и Андрея Болконского накануне Бородинского сражения свидетельствует о тяжёлом духовном и душевном состоянии князя Андрея. Он удручён тем, что люди офицерского сословия, с которыми герой находится рядом и в бою, и в минуты передышки, используют любую ситуацию исключительно ради своих интересов. Андрей Болконский обличает сослуживцев, утверждая, что для них и самая сложная для Отечества минута - это лишь возможность «подкопаться» под врага и получить лишний крестик или ленточку. Читая этот фрагмент, понимаешь, что князь говорит о военном оплоте страны, людях, которые присягали на верность народу, Отечеству, государю, но их клятвы остались только словами. Этим героям автор противопоставляет простых солдат батальона Тимохина. Именно они, не заявлявшие о своей преданности Родине, накануне Бородинской битвы не стали пить водку, потому что чувствовали ответственность перед страной, готовы были пожертвовать жизнью ради победы. Не случайно Л.Н.Толстой позволяет читателю глазами Андрея Болконского увидеть разницу между теми, кто клянётся в верности, и теми, кто поступками доказывает её. Великому писателю важно показать, что подлинная преданность не требует громких слов.
Анализируя слова Платона, я обратилась к событиям ,которые происходили в 17 и 19 веках. Но и сегодня слова не считаются ценностью и самые важные поступки совершаются людьми, способными без лишних разговор, высоких фраз доказать свою преданность. Не случайно народная мудрость утверждает: «Не спеши языком, торопись делом». Действительно, умение много говорить, мечтать, строить грандиозные планы никак не связано со способностью держать слово, быть верным самому себе, товарищам, стране.