«Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами»
(А. Фардж)
Эссе по высказыванию:
Кто такие маргиналы и чем характеризуется их положение? Каково их место в социальной структуре общества? Каковы причины появления маргиналов? Почему маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами? Попробую ответить на эти вопросы, опираясь на высказывание французского историка Арлетт Фардж.
На мой взгляд, в основу данного высказывания заложена современная и актуальная проблема соотношения маргинальности и правосознания, правового поведения личности. Чтобы обосновать свою позицию по отношению к данной проблеме, выясню сущность таких понятий, как «маргинальность», «маргиналы», «правовое сознание» и «правовое поведение». Итак, маргинальность – это специальный социологический термин для обозначения пограничного, переходного, структурно неопределенного социального состояния субъекта. Люди, по разным причинам выпадающие из привычной социальной среды и неспособные примкнуть к новым общностям (зачастую по причинам культурного несоответствия), испытывают большое психологическое напряжение и переживают своеобразный кризис самосознания. Маргинал – человек, находящийся в промежуточном, пограничном положении между какими-либо социальными группами или культурами, утративший прежние социальные связи и не приспособившийся к новым условиям жизни. Чаще всего это представители мигрантов, этнических меньшинств, сельские жители в городе, не имеющие условий для восприятия и усвоения городского образа жизни, его норм, ценностей и т. п. Известно, что понятие «маргинал» впервые появилось во Франции в 1972 г. (ранее существовало только понятие «маргинальный»).
Маргиналами стали называть тех, кто либо сам отвергает общество, либо оказывается им отвергнутым. Во Франции утвердился взгляд на маргинальность как на результат конфликта с общепринятыми нормами и «продукт распада общества, пораженного кризисом». Основными причинами маргинальности называют: разрыв традиционных связей и создание своего собственного, совершенно иного мира; постепенное вытеснение (или насильственный выброс за пределы законности). Сама автор Арлетт Фардж дает следующее определение: «Маргинал схож со всеми, идентичен им и в то же время он калека среди подобных – человек с отсеченными корнями, рассеченный на куски в самом сердце родной культуры, родной среды». В Германии, например, маргиналами считают социальную категорию людей, которые пребывают в маргинальном положении, обозначают как «окраинная группа» (а так «маргинальная», «проблемная группа», «социально презираемые слои», деклассированные; в обыденной речи – «осадки», «дно», «отбросы», «прокаженные», «асоциальные»).
К ним относят, например, цыган, иностранных рабочих, гомосексуалистов, проституток, алкоголиков, наркоманов, бродяг, молодежные субкультуры, нищих, преступников и освобожденных из заключения уголовников. Описываются такие отличительные черты поведения и установок маргиналов, как бедность контактов, разочарованность, пессимизм, апатия, агрессия, отклоняющееся поведение. В России в результате негативных процессов во всех сферах жизни общества маргинальность как устойчивое общественное явление появляется во второй половине 90-х гг. XX в., когда маргиналами становились лица, получившие отказ в предоставлении статуса беженца, вынужденного переселенца либо отказ в регистрации, ходатайстве на его получение; лица без определенного места жительства; лица, освободившиеся из мест лишения свободы; беспризорники. Все эти люди, лишенные правового статуса и социального обеспечения, вынуждены находиться в состоянии конфликта с общественными нормами. В настоящее время выделяются три типа маргинальности: экономическая – отстранение от деятельности и потребления; политическая – поражение в гражданских/политических правах (de facto или de jure), лишение права выборов; отстранение от участия в обычной политической деятельности и от доступа к формальному политическому влиянию; социальная – маргинализация как потеря общественного престижа: деклассирование маргинальных групп. Так какое же влияние маргинальность оказывает в целом на правосознание и правовое поведение? Известно, что правовое поведение – это поведение в соответствии с установленными в государстве нормами и правилами, закрепленными законом. Но законы будут выполняться гражданами лишь в том случае, если они пройдут через волю и сознание граждан, то есть при условии высокого уровня правосознания. Маргиналы же, не имея определенного социального статуса, а значит, лишенные необходимых прав, зачастую негативно относятся к своим обязанностям, то есть к исполнению законов, а это, в свою очередь, приводит к совершению серьезных правонарушений и преступлений. Приведу пример: гастарбайтеры из стран Средней Азии, лишенные возможности работать у себя на родине, вынуждены приезжать в Россию, порой нелегально, и работать за мизерную зарплату и проживать в любых условиях, даже самых нечеловеческих. Этим пользуются нечестные работодатели и нередко по истечении срока работы либо выплачивают им гроши, либо оставляют без зарплаты, пользуясь бесправием маргиналов. В результате, чтобы не умереть с голода, они вынуждены совершать преступления: кражи, грабежи и т. д. Это происходит, на мой взгляд, в силу несовершенства правовой системы РФ, для которой характерны неопределенность правового статуса маргиналов, снижение роли правовых предписаний; негативные условия окружающей действительности (нарушение прав и свобод граждан, расслоение российского общества и др.). Таким образом, основные негативные последствия маргинальности связаны с изменениями в правовом поведении граждан: а) разрушение внутренних регуляторов необходимости общественно полезного поведения; при этом исчезает чувство ответственности, служащее внутренним контролем поведения; б) рост числа правонарушений; в) увеличение числа больных алкоголизмом, наркоманией, лиц без определенного места жительства; г) появление конфликтных ситуаций между группами, слоями общества. Впоследствии при выходе из рамок естественного уровня маргинальность препятствует в целом развитию и функционированию общественных отношений. Возможно ли решение проблемы маргинальности в нашей стране? Я думаю, что решить эту проблему практически невозможно в ближайшее время, а вот снизить уровень ее негативного влияния на общество можно, и это должно стать одной из важных задач государственной политики, если мы на самом деле хотим жить в демократическом обществе. На мой взгляд, должна быть разработана такая программа, в основе которой должен быть принцип соблюдения человеческого достоинства людей различных культурных ориентаций и убеждений, рост гуманистической культуры и демократического правосознания, глубокое осмысление общественных проблем, которые и порождают антидемократические формы сознания.
А пока проблема маргинальности продолжает оставаться острой и неразрешенной, вследствие чего приходится соглашаться с тем, что маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами.