«Может ли разум остановить чувства влюбленного?» (А.И. Куприн)
Любовь — одно из самых светлых человеческих чувств и одновременно столь сильная стихия, что может она человека и до небес вознести, и жизни лишить. Какой же она должна быть: рассудочной, насколько это возможно, или же чувства могут так захватить даже разумного человека, что он готов на безумные и отчаянные поступки?
«Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире», — читаем в «Гранатовом браслете» А.И. Куприна. Мелкий чиновник Георгий Степанович Желтков нежно и страстно влюблен в княгиню Веру Николаевну Шеину. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас», — пишет он своей возлюбленной. За этим признанием явно стоит яркая и сильная человеческая личность. Желтков именно такой: тонкий, ранимый, глубокий человек. Всепоглощающая любовь к княгине — это сила его или слабость? Чем он руководствуется: разумом или чувствами? До определенного момента всем, кто был вовлечен в эту историю, в том числе и самой княгине, казалось, что Желтков — жалкий, возможно, даже душевно больной человек. Но это не так! Он действительно любит, любит так, как умеют это лишь немногие на свете: отдавая всего себя чувству, безраздельно, без остатка. Именно абсолютная погруженность в чувство и привела бедного влюбленного к мысли о добровольном уходе из жизни. Герой хорошо понимает, что его любовь никогда не будет иметь продолжения. Он, умный и ранимый человек, не смог и не захотел силой разума побороть в себе чувство любви! Безусловно, он совершает отчаянный и непоправимый поступок! Жаль! Ушел из жизни уникальный человек, который любит с такой самоотдачей, на которую способны лишь единицы. Но его смерть, как ни парадоксально, чиста и светла. Не зря мудрый и добрый генерал Аносов говорит Вере, что столкнулась она с такой любовью, которая очень редко встречается на белом свете!
Таким образом, рассуждая о том, что же должно руководить влюбленным человеком, разум или чувства, можно сделать вывод, что чувства порой бывают столь сильны, что подчиняют себе разум. Конечно, поступок Желткова — это не пример для подражания, разрешать внутренний конфликт личности самоубийством категорически нельзя! Но А.И. Куприн в своем произведении показал чувство чрезвычайно глубокое, редкое, сильное! Поэтому и не хочется осуждать Желткова, его образ на всегда остается в сердце как пример абсолютной поглощенности человека любовью. «Да святится имя твое», — хочется сказать вслед за героем А.И. Куприна.