Сочинение:
Должен ли человек нести ответственность за близких? Над этим вопросом заставляет задуматься в своём тексте русский прозаик и публицист Борис Петрович Екимов.
Автор рассказывает о том, как семья решила навестить старую няньку, которая нынче живёт в доме престарелых. Мария Ивановна всем видом пыталась показать, что ей хорошо живется, но, по словам героя-рассказчика, семья понимала, что, предложив ей уехать с ними, она согласилась бы. Далее автор рассказывает об известии смерти няни. О том, что семья пропустила похороны, более того, им неизвестно, где похоронена Мария Ивановна. От этого героям совестно.
Позиция автора не заявлена четко, но мы понимаем, что люди должны нести ответственность за близких и быть благодарными до последнего вздоха.
Я разделяю мнение Б.П.Екимова. Человек должен быть благодарен тому, кто посвятил хотя бы небольшой промежуток своей жизни ему и нести ответственность за него.
Очень часто данная проблема находит свое место в произведениях русских писателей. К.Г.Паустовский в рассказе "Телеграмма" рассматривает подобную проблему. Дочь Катерины Петровны вот уже который год не навещала свою мать. Дочь жила в городе, а мать в деревне. Катерина Петровна была больна и главное ее желание было увидеть дочь может быть в последний раз. Но Настя так и не смогла найти время для родной матери, для самого близкого человека в жизни. Мать умерла, так и не повидав свою дочь.
В произведении А.Де.Сент-Экзюпери "Планета людей" автор рассказывает об аварии, которая произошла с летчиком. О том, как он, затерянный в снегах, заставляет себя ползти вперед, не обращая внимания на боль. Летчика спасло чувство ответственности за близких ему людей.
Б.П.Екимов рассматривает актуальную проблему. Самое дорогое в жизни человека это время, и если кто-то посвятил хотя бы частичку своего времени нам, то мы должны быть ему благодарны за это и не забывать этого.
Текст Бориса Петровича Екимова
(1)Писем от Марьяны, старой нашей няньки, ждать не приходилось. (2)Мы с отцом решили её проведать.
(З)Ухоженный дом престарелых для бывших партийных работников стоял в редком пригородном лесочке. (4)Марьяна вышла к нам из дома со своей обычной радостной улыбкой до ушей. (5)Но только эта широкая улыбка да ещё медвежья неуклюжесть движений остались от совсем поседевшей няньки. (6)Да ещё, как прежде, она молола языком без перерыва.
(7)Оказалось, что здесь ей быстро наскучило сидеть сложа руки, и она попросилась в помощники на кухню. (8)Обслуга давно догадалась, что ни к советским, ни к партийным работникам Марьяна не принадлежит, а относится к разряду законченных простофиль, и на кухню бесплатного работника приняли без всяких проволочек. (9)Няня была очень довольна своей карьерой.
— (10)И тут пригодилась! — хвасталась она, выставляя перед нами дрожащие руки. — (11)С утра вот этими руками мешок картошки перечищу... (12)Палата у нас большая, что церковь, — продолжала она. — (13)На четверых. (14)Но одна бабка померла, и теперь койка гуляет. (15)А нам и лучше, свободнее!..
(16)Вообще она бодрилась изо всех сил и явно старалась убедить нас, как ей хорошо, славно живётся. (17)Но я слушал её, и сердце моё сжималось, а глаза почему-то не хотели смотреть на Марьяну. (18)Чувствовалось, предложи мы ей сейчас оставить этот замечательный приют с прекрасно налаженным бытом и поехать вместе с нами домой, она без раздумья пошла бы к машине.
(19)Уже когда мы прощались, обещая обязательно навестить её снова, Марьяна вспомнила ещё одно дело.
(20)Пенсия моя пропадает! — сказала она отцу с непреходящей улыбкой. — (21)Санитарки очки у бабок попрячут и деньги их прибирают. (22)А что сделаешь? — спохватилась она, поняв, что бросает тень на репутацию своего великолепного заведения. — (23)Они ж молодые, скорые. (24)Ты скажи, чтобы мою пенсию в банке складывали. (25)А когда меня закопают в землю, — тут она, как встарь, попыталась лихо топнуть ногой, — отдай эти деньги меньшему. — (20)Она имела в виду моего младшего брата.
(27)Отец, тоже, видимо, слегка расчувствовавшийся от встречи с Марьяной, заговорил было, что она проживёт ещё сто лет. (28)Но что-то новое и серьёзное скользнуло по лицу няни. (29)И она оборвала отца:
— Да нет...
(30)В конце лета из дома престарелых позвонили и сообщили о смерти Марии Ивановны Миколуцкой.
(31)Где её похоронили, неизвестно. (32)Ни один из нас не побывал на её могиле. (33)А нынче эту могилу уже не сыщешь. (34)Одиноким старухам, умирающим в домах престарелых, ни металлических крестов, ни каменных надгробий не полагается. (35)Достаётся им чаще всего деревянный колышек с фанерной дощечкой, на которой небрежно написаны фамилия и даты рождения и смерти.
(З6)Но через год-другой дождь и снег отнимают у фанерки чернильную надпись, колышек падает, могильный холмик оседает, и никаких следов того, что здесь лежат чьи-то кости, не остаётся. (37)Остаётся просто земля, из которой каждую весну дружно лезут куриная слепота, конский щавель, лопухи и одуванчики.
(38)Сейчас мне кажется, что так и должно быть. (39)Во что ещё могла превратиться наша няня, как не в простую землю, заросшую травой?
(40)Так я говорю себе и с подозрением прислушиваюсь к собственным словам: не пытаюсь ли я успокоить свою совесть?
(По Б. Екимову*)
* Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) — русский прозаик и публицист.