Пример итогового сочинения: разум и чувства
«Разум и чувство - две силы, равно нуждающиеся друг в друге,
мертвы и ничтожны одна без другой»
В. Г. Белинский
Что такое чувство? Правы ли были писатели сентиментализма, утверждавшие культ эмоции, душевного порыва? Стоит ли вслед за представителями классицизма провозглашать прекрасным лишь то, что разумно? Или разум и чувство - это силы, которые "мертвы и ничтожны одна без другой"? Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо проанализировать сами понятия. Итак, чувство - способность человека испытывать эмоции, а разум - мыслить логично, отвлеченно. Получается, что для кого-то жизнь - постоянные потрясения, всплески, чувства, которые руководят мыслями и поступками. Другие же просчитывают каждый свой шаг, анализируют действия, выискивая наиболее благоприятный вариант развития событий. Чем должен руководствоваться человек, чтобы жить в гармонии с собой и окружающими? В своем сочинении я попробую разобраться в этом вопросе.
Данко и Ларра, Базаров и Кирсанов, Раскольников и Мармеладов - эти и многие другие герои часто оказывались перед сложным выбором между душевным порывом и здравым смыслом. Не стал исключением и один из главных героев романа Л. Н. Толстого "Война и мир" Пьер Безухов. Автор показывает нам молодого, только что вернувшегося из-за границы, где получал образование, наследника графа Безухова. Что составляет времяпрепровождение Пьера? День за днем он кутит в компании Анатоля Курагина и Долохова - знаменитостями в мире повес Петербурга. Человек добрый, искренний, честный, благородный (именно эти качества в нём ценит и любит Андрея Болконский), в компании "золотой" молодежи герой поддаётся низменным страстям, желаниям. Вместе с Анатолем он много играет, ставит пари, вслед за Курагиным порывается выпить бутылку рома, сидя на окне третьего этажа. Не случайно после этого Пьер оказывается высланным в Москву, да и сам он чувствует себя неловко за свое поведение. Можно ли считать жизнь молодого графа Безухова в этот период достойной, наполненной высокими целями, смыслом? Нет, герой живет только эмоциями, чувствами, не руководствуется советами А.Болконского, его здравыми рассуждениями, не прислушивается к доводам разума, поэтому позже всё в нем самом и вокруг него предстанет «запутанным, бессмысленным и отвратительным».
Для того чтобы разобраться, может ли человек жить, отказавшись от эмоций, чувств, идти на поводу своих идей, обратимся к одному из кульминационных моментов произведения Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - подготовке главным героем убийства старухи-процентщицы. Родиону Раскольникову необходимо ощутить себя избранным и понять, относится ли он к «необыкновенным» людям, которым «позволено перешагнуть через кровь» ради своей идеи. Кто знает, пошел бы герой «проверять» свою идею, убил бы Алёну Ивановну и ее сестру, если бы не отказался от присущих ему доброты, сострадания, жалости (в том, что герой именно такой человек, убеждает нас его страшный сон из детских воспоминаний)! В связи с этим мне близко мнение русского писателя и критика С.Аскольдова, считавшего, что имя Раскольникова имеет символическое значение: раскол – это раздвоение героя: «убийство – любовь к ближним, преступление – муки совести, теория – жизнь». Этот перечень можно обобщить парой «разум – чувство». Ф. М. Достоевский показывает, как невыносимо тяжело жить герою, мучаясь от неразрешенных вопросов. Действительно, «ничтожен и мертв» герой, решивший отказаться от чувств в пользу разума.
Чувство. Разум. Закончить свои рассуждения об их взаимодействии мне бы хотелось метафорой известного писателя Х. Джубрана, который сравнивал разум и чувство с рулем и парусом нашей души. Я так же считаю, что человек не может жить, руководствуясь чем-то одним, ведь здравый смысл и душевные порывы - это две силы, которые «мертвы и ничтожны одна без другой».