Итоговое сочинение. Верность и измена
Всякое предательство — это душевная смерть.
Ю. Бондарев
«И ты, Брут…» – эти слова древнеримского полководца Цезаря вспомнились мне, когда я прочитала слова известного писателя. Со времени предательства Марком Брутом правителя Римской империи прошло более двадцати веков, но отношение к измене осталось прежним. И сегодня общество не приемлет отступничества, какими бы причинами оно ни объяснялось, ради каких целей ни совершалось бы. Действительно ли, как утверждал Ю.Бондарев, любое предательство, будь то измена собственным убеждениям, близким людям, идеалам, приводит к остановке в душевном и духовном развитии? Может ли предательство исказить идеалы добра и породить в человеке зло, зависть, трусость? Ответы на эти вопросы мне поможет найти художественная литература.
Примеры предательства и последствия, вызванные им, показаны в произведениях русских и зарубежных классиков. Перелистайте страницы «Капитанской дочки» и «Собора Парижской Богоматери», «Войны и мира» и «Портрета Дориана Грея», «Преступления и наказания» и «Овода»! Вместе с героями вы почувствуете коварство измены, состояние преступившего черту и поймёте, что во много раз страшнее физической смерти гибель души и духа.
Произведением – иллюстрацией губительной сути измены для меня стал роман - эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». Элен и Пьер Безухов, корнет–гусар Жерков и капитан батареи Тушин, богучаровские крестьяне и княжна Марья... Многим из героев романа приходилось сталкиваться с предательством. Особенно ярко показаны последствия измены самому себе и близким людям в истории Анатоля Курагина, Андрея Болконского и Наташи Ростовой. Читая роман, понимаешь молоденькую несчастную Наташу, не находящую себе места после отъезда князя, не понимающую причин расставания с возлюбленным, обиженную унизительным приёмом у Болконских. Тоска по любви, жажда чувств, неискушённость в отношениях, принятых в свете, «дружеское» участие Элен Курагиной приводят к измене своим убеждениям, близкому человеку, семье. Как бы Наташа ни мечтала о семейной счастливой жизни, о настоящей любви, как бы ни верила Курагину, она совершает предательство, которое не прошло без последствий. Вместе с Пьером Безуховым мы видим страдающую Наташу, узнаём, что она пыталась отравиться мышьяком, чтоб не чувствовать мучения за то зло, которое она сделала Болконскому, семье, Пьеру. Состояние героини позволяет понять, каким тяжёлым бременем оказывается предательство: душевные муки Ростовой для неё страшнее физической смерти.
Убедиться в том, что «всякое предательство — это душевная смерть», можно, прочитав произведение В.Распутина «Живи и помни». Рассказ о судьбе человека, изменившего воинскому долгу, присяге, не оставляет равнодушным. Тяжёлые мысли, ощущение низости поступка, чувство загнанности, безысходности воровского существования мучают предателя. Читая о том, как скрывается Андрей Гуськов от односельчан на заимке, ведёт себя зверем, затаившемся в норе, понимаешь, что мало осталось в нём человеческого. Герой не только «ликвидировал» сам себя, превратившись в обитателя «логова», но и изменил судьбу жены Настёны: обрек её на стыд, горькую жизнь в подозрении, осуждении, ожидании страшного исхода. Автор показывает, насколько тяжелы последствия сделанного однажды Андреем Гуськовым выбора: душевная и духовная смерть героя повлекла за собой мучительную гибель жены и не родившегося ещё ребёнка.
«Тому, кто не верен чести, смерть на месте». «Предательством счастья не сыщешь». «Предателем быть — себя погубить». Эти русские, мордовские, таджикские народные пословицы подтверждают сделанные нами выводы о взаимосвязи предательства и нравственной гибели человека. С какой бы - философской, этической, психологической - точки зрения ни рассматривалось отступничество от своих взглядов, дружеских отношений, долга гражданина, изменник неминуемо превращает свою жизнь в существование с деформированным пониманием общечеловеческих ценностей, целей и смысла происходящего.