Примерные темы итогового сочинения по направлениям 2020-2021 учебного года
Забвению не подлежит
1. Чем опасно забвение?
2. Почему необходимо помнить историю?
3. Что, по вашему мнению, не подлежит забвению?
4. Что дают человеку уроки прошлого?
5. Что значит «историческая память»?
6. Каковы источники формирования исторической памяти?
7. Как связаны понятия «забвение» и «ответственность»?
8. Кого можно назвать великим учителем человечества?
9. Какие люди остаются в истории?
10. Можно ли утверждать, что памятники культуры – это основа цивилизации?
11. К чему может привести утрата исторических и культурных связей и ценностей?
12. Что означает «связь поколений»?
13. Почему так важно сохранять связь между поколениями?
14. Что означает выражение «предать забвению»?
15. Почему важно сохранять памятники?
16. Согласны ли вы с утверждением: «В забвении есть измена, предание вечности потоку
времени».
17. Как вы понимаете пословицу: «только те по-настоящему мертвы, о ком полностью
забыли».
18. Согласны ли вы с тем, что народ, забывший прошлое, не будет понимать настоящее?
19. Чем можно и нужно гордиться?
20. Почему важно чтить память о героях Великой Отечественной войны?
21. Какие подвиги никогда не забудутся?
22. О каких людях говорят: «они изменили мир»?
23. Как связано забвение с утратой ценностей?
24. Чем опасно забвение традиций?
25. Для чего нужно хранить обычаи и традиции?
26. Как вы понимаете словосочетание «народная память»?
27. Какие дни в истории человечества можно назвать «памятными»?
28. Может ли один человек повлиять на ход истории?
29. Согласны ли вы с тем, что помнить нужно только хорошее?
30. Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого не сулит ничего хорошего в будущем?
31. Как связаны понятия «бессмертие и память»?
32. Что означает словосочетание «короткая память»?
33. Что означает «духовная память» и «духовный опыт человека»?
34. Какую роль играют писатели и поэты в сохранении исторической памяти?
35. Какую роль играет искусство в сохранении исторической памяти?
36. Для чего необходимо сохранять культурное наследие?
37. Можно ли утверждать, что отношение к памятникам – это показатель культуры?
38. Правда ли, что память помогает человечеству преодолевать время?
39. Согласны ли вы с утверждением, что беспамятство разрушительно, а память
созидательна?
40. Как вы понимаете словосочетание «преемственность поколений»?
41. Как связаны патриотизм и историческая память?
42. Чем опасно забвение исторических периодов или деятелей?
43. Чем опасно отрицание прошлого?
44. Как культурно-просветительская работа помогают сохранению наследия?
45. Какую роль играют музеи в сохранении исторического наследия?
46. Важно ли сохранять исторический облик города?
47. Какую функцию несет классическая литература?
48. Согласны ли вы с высказыванием Д.С. Лихачева: «Память – одно из важнейших свойств
бытия»?
49. Как связана память и благодарность?
50. Согласны ли вы с выражением "ничто на земле не проходит бесследно"?
51. Согласны ли вы с тем, что без памяти нет совести?
52. Почему некоторые люди сознательно игнорируют прошлое?
53. Согласны ли вы с тем, что культура – это память человечества?
54. Как обращение к прошлому обогащает современность?
55. Почему важно помнить не только о славных страницах истории, но и о горьких уроках
прошлого?
56. Согласны ли вы с тем, что хранить память – это наш долг перед потомками?
57. Что такое забвение?
58. Почему нужно оберегать историю?
59. Есть ли будущее у народа, лишенного истории?
60. Согласны ли вы с утверждением: «Отношение к прошлому формирует собственный
национальный облик»?
61. Какова роль исторической памяти в жизни человека?
62. Согласны ли вы с тем, что можно отнять у человека все, кроме памяти?
63. Как вы понимаете мысль: «исторические города населяют великие люди прошлого,
память о которых не может умереть»
64. Когда отдельные судьбы людей становятся достоянием многих?
65. Можно ли узнать свое будущее, заглядывая в прошлое?
66. Какова бывает цена ошибки в истории?
67. Когда произведения искусства становятся бессмертными?
68. Для чего человеку нужно «знать свои корни»?
69. Какие воспоминания человек хранит всю жизнь?
70. Почему важно не забывать «заветы отцов»?
71. Как вы понимаете мысль Ф. Абрамова: «Народ умирает, когда становится населением.
А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»
72. Как вы понимаете словосочетание «культурная память»?
73. Может ли знание истории уберечь от ошибок?
74. Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом?
75. Память о войне – ответственность перед прошлым и будущим.
76. Какие исторические события и даты называют значимыми?
77. Почему нужно гордиться историей своего народа?
78. Какой опыт даёт человеку война?
79. В чем заключается горечь и величие военной победы?
80. Согласны ли вы со словами А.С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только
можно, но и должно…»?
81. Как судьба человека связана с историей народа?
82. Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?
83. Хорош ли принцип «живи сегодняшним днём»?
84. Какая историческая эпоха вам особенно интересна и почему?
85. История и современность: нужен ли взгляд назад?
86. Что нужно, чтобы стать героем времени?
87. Что такое «связь времён»?
88. Забвение прошлого губительно для человека?
89. Временное и вечное в нашей жизни.
90. Влияет ли прошлое на настоящее?
91. Как сохранить и передать потомкам опыт предков?
92. В чем ценность исторического опыта?
Я и другие
1. Можно ли до конца понять другого человека?
2. Что значит понять другого человека?
3. Как найти компромисс?
4. Важно ли находить компромисс в споре?
5. В чем причины межличностных конфликтов?
6. Почему важно жить в мире с окружающими?
7. Чем опасны конфликты?
8. Что объединяет людей?
9. Существуют ли непреодолимые противоречия между людьми?
10. Как вы понимаете словосочетание «диалог культур»?
11. Может ли человек существовать вне общества?
12. Чем опасен эгоизм?
13. Согласны ли вы с тем, что в других нас возмущает прежде всего то, что есть в нас
самих?
14. Почему важно руководствоваться моралью, живя в обществе?
15. В чем причины одиночества?
16. Почему человек не может жить вне общества?
17. Согласны ли вы с выражением: «чтобы никому не завидовать, надо быть личностью»?
18. Почему для человека важно, чтобы его понимали другие?
19. Какова роль дружбы в жизни человека?
20. Какова роль любви в жизни человека?
21. Что значит быть «лишним человеком»?
22. Почему человек нередко становится источником несчастий других людей?
23. Что мешает человеку быть счастливым?
24. В чем причины вражды между людьми?
25. Как связана любовь к себе с любовью к окружающим?
26. Личность и общество: возможна ли гармония?
27. Как связаны между собой эгоизм и одиночество?
28. Легко ли обрести подлинного друга?
29. Почему наши представления о другом человеке не всегда соответствуют реальности?
30. Что означает «душевная близость»?
31. Согласны ли вы с тем, что взаимоотношения с окружающим миром отражают наше
отношение к себе?
32. Согласны ли вы с утверждением: «Терпимость означает понимание собственного
несовершенства»?
33. Как вы понимаете значение слов: «Человек становится человеком только среди людей»
34. Является ли разница характеров препятствием для дружбы?
35. Когда непонимание между людьми приводит к вражде?
36. Согласны ли вы с тем, что в душе каждого человека есть потребность любить?
37. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть
вражда, то виноваты оба»?
38. Какова природа нетерпимости?
39. Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?
40. Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?
41. Может ли один человек противостоять толпе?
42. Что значит быть независимым от общественного мнения?
43. к чему приводит завышенная самооценка?
44. В чём причины дисгармонии между личностью и обществом?
45. Согласны ли Вы с пословицей «один в поле не воин»?
46. Может ли один человек изменить общество?
47. Когда человек становится личностью?
48. Какого человека можно назвать личностью?
49. Хорош или плох жизненный принцип «быть как все»?
50. Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
51. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М. Достоевского: «Каждый человек несёт
ответственность перед всеми людьми за всех людей и за всё»?
52. Может ли общество подавить в человеке индивидуальность?
53. К каким последствиям могут привести общественные конфликты?
54. Как семья влияет на формирование личности?
55. Как общество влияет на формирование личности?
56. Согласны ли вы с тем, что «мы несем ответственность за чужую жизнь»?
57. Какова роль взаимоуважения в отношениях между людьми?
58. Согласны ли вы с тем, что «любить человека – главный принцип гуманизма»?
59. Чем опасно слепое следование общественному мнению?
60. Как наши поступки отражаются на жизнях других людей?
61. К чему может привести ложь во взаимоотношениях между людьми?
62. Согласны ли вы с тем, что «никому не дано проникнуть в закоулки чужой души»?
63. Почему люди переживают по поводу чужого мнения?
64. Как общество влияет на формирование самосознания?
65. Кто влияет на формирование мировоззрения человека?
66. В чем причины зависти?
67. Какие люди повлияли на вас?
68. Можно ли учиться на ошибках других людей?
69. Согласны ли вы с высказыванием: «Горе нужно пережить в одиночестве, но радость —
чтобы познать в полной мере — нужно разделить с другим человеком»
70. Как вы понимаете слова: «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением
для человека...»?
71. Согласны ли вы с мнением: разобщение ведет к одичанию?
72. Согласны ли вы с тем, что нужно жить для другого, если хочешь жить для себя?
Время перемен
1. В чем причины изменений, происходящих в душе человека?
2. Почему люди боятся перемен?
3. Что мешает человеку принять перемены?
4. Может ли человек жить без перемен?
5. Перед каким выбором оказывается человек в эпоху перемен?
6. Перед каким выбором оказывается человек в период формирования мировоззрения?
7. Как связаны между собой внутренние и внешние перемены в жизни человека?
8. Всегда ли перемены к лучшему?
9. Какими бывают последствия перемен?
10. Как исторические перемены влияют на искусство?
11. Согласны ли вы с тем, что «в мире нет ничего постоянного»?
12. Почему, по вашему мнению, старшее поколение больше боится перемен?
13. Можно ли остаться прежним в эпоху перемен?
14. Как человек принимает перемены?
15. Все меняется или повторяется в этом мире?
16. Когда заканчивается детство?
17. Может ли один человек изменить мир?
18. Какое влияние оказывает на человека историческая эпоха?
19. Существует ли что-то, неподвластное переменам?
20. К чему может привести человека нежелание менять свою жизнь?
21. Как вы понимаете словосочетание «время перемен»?
22. Возможно ли развитие цивилизации без перемен?
23. К каким изменениям приводит технологических прогресс?
24. Согласны ли вы с тем, что перемены дают человеку новые возможности?
25. Как меняется человек, когда влюблен?
26. Что важнее: внутренние или внешние изменения в жизни человека?
27. Согласны ли вы с высказыванием: «Перемены – основной закон вселенной»?
28. Как нас меняют люди, которых мы встречаем?
29. Согласны ли вы с тем, что для перемен необходима смелость?
30. Как связана надежда с переменами?
31. Согласны ли вы с тем, что любой человек может изменить свою жизнь?
32. Могут ли культурные изменения происходит внезапно?
33. Согласны ли вы с мыслью: «Обстоятельства переменчивы, принципы никогда»?
34. Может ли человек изменить себя?
35. Что безвозвратно меняет человека?
36. Какие потрясения могут повлиять на мировоззрение человека?
37. Согласны ли вы с тем, что человек не в силах противостоять изменениям, которые
приносит время?
38. Люди жаждут перемен или боятся их?
39. Согласны ли вы с тем, что всякая перемена сопряжена с неудобствами?
40. Согласны ли вы с тем, что «выживает не самый сильный и умный, а тот, кто лучше всех
приспосабливается к изменениям»?
41. Можно ли меняться, оставаясь собой?
42. Почему люди не всегда замечают перемены в окружающих?
43. Почему люди часто не принимают и не понимают тех, кто стремится изменить мир?
44. Справедливо ли высказывание: «если хочешь изменить мир, начни с себя»?
45. Как искусство может повлиять на человека?
46. Что значит «жить прошлым»?
47. Что лучше: эволюция или революция?
48. Согласны ли вы с пословицей: «Пусть будет хуже, лишь бы перемены»?
49. Как вы понимаете высказывание: «Все имеют право меняться, даже художники»
50. Согласны ли вы с утверждением: «Никому не дано изменить свое вчера, но мы можем
изменить свое завтра»?
51. Согласны ли вы с тем, что «главную опасность в этой жизни представляют люди,
которые желают изменить всё — или не изменять ничего»?
52. Как вы понимаете словосочетание «ветер перемен»?
53. Согласны ли вы с тем, что никогда не поздно изменить свою жизнь?
54. Согласны ли вы с утверждением: «Изменяя природу, человек сам изменяется»?
55. Согласны ли вы с утверждением: «Каждый мечтает изменить мир, но никто не ставит
целью изменить самого себя»?
56. Согласны ли вы с утверждением: «Когда мы слишком многое хотим изменить, мы
слишком многому изменяем»?
57. В чем причины перемен во взаимоотношениях людей?
58. Какие исторические события меняют судьбы людей?
59. Как книга может повлиять на человека?
60. Что значит увидеть мир «новыми глазами»?
61. Можно ли заставить человека измениться?
62. Как вы понимаете словосочетание «глобальные изменения»?
63. Когда в обществе возникает необходимость перемен?
64. Согласны ли вы с высказыванием: «Действие даже самого крохотного существа
приводит к изменениям во всей вселенной»?
65. Какие люди способны изменить мир?
66. Какие перемены наступают в жизни человека с возрастом?
67. Правда ли то, что перемены свойственный только юности?
Разговор с собой
1. Что значит быть самим собой?
2. В чем состоит опасность душевного разлада?
3. К чему приводит душевный разлад?
4. Что означает душевный разлад?
5. Каковы причины душевных разладов?
6. Что значит «разговор с собой»?
7. Как вы понимаете словосочетание «внутренний голос»?
8. Важно ли быть в гармонии с собой?
9. Что означат «быть в согласии с собой»?
10. Для чего человеку нужна совесть?
11. Что помогает человеку найти свой путь?
12. Как происходит процесс самопознания?
13. Для чего необходимо самовоспитание?
14. Какова роль самоконтроля в жизни человека?
15. Что помогает человеку лучше понять себя?
16. Может ли литература помочь человеку понять себя?
17. Как осмысление опыта других помогает понять себя, свои мотивы?
18. Какие вопросы задает человек самому себе?
19. Когда просыпается внутренний голос?
20. Что помогает человеку совершенствоваться?
21. Что значит быть честным с самим собой?
22. Согласны ли вы с тем, что каждый человек уникален?
23. Что значит быть самодостаточным человеком?
24. Какого человека можно назвать личностью?
25. Трудно ли быть самим собой?
26. Чем отличаются понятия «самодостаточность» и «одиночество»?
27. Что значить «внутренняя свобода»?
28. Согласны ли вы с утверждением: «Чем больше человек доволен собой, тем меньше в
нем того, чем можно быть довольным»?
29. Как вы понимаете слово «совесть»?
30. Ради чего стоит жизнь?
31. Можно ли жить без цели?
32. Как Вы понимаете утверждение Н.А. Заболоцкого: «Душа обязана трудиться»?
33. Согласны ли Вы с тем, что жизнь – это постоянный выбор?
34. Нужно ли стремиться к познанию самого себя?
35. Важно ли человеку самому выбрать жизненный путь?
36. Помогает ли любовь лучше понять себя?
37. Почему важно осмысление собственной жизни?
38. Как искусство помогает человеку понять себя?
39. Что помогает человеку поступать правильно?
40. Согласны ли вы с утверждением, что постижение самого себя – счастье?
41. Что значит идти путём самосовершенствования?
42. Согласны ли вы с утверждением: «Познать себя можно только через большие
испытания, большое горе, большую любовь»?
43. Что значит уважать себя?
44. Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?
45. Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
46. Что важно победить в самом себе?
47. Чем опасно бессмысленное существование?
48. Важно ли оставаться самим собой в минуты тяжелых испытаний?
49. Как узнать о сильных и слабых сторонах собственной личности?
50. В чем состоит уникальность каждого человека?
51. Какие ценности можно назвать самыми важными в жизни человека?
52. В чем заключается противоречивость человеческой натуры?
53. Почему важно правильно оценивать себя и свои поступки?
54. В чем заключается индивидуальность человека?
Между прошлым и будущим: портрет моего поколения.
1. Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
2. «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?
3. Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
4. Как влияет время на выбор профессии?
5. Какую книгу вы бы хотели экранизировать?
6. Какого человека называют «человеком мира»?
7. Может ли кино вытеснить литературу?
8. Книга, которую я прочту своим детям.
9. Кто из современных писателей вам особенно близок?
10. Какие проблемы, поднимаемые писателями, вы считаете актуальными?
11. Актуальна ли классическая литература в наши дни?
12. Литература и кино: соперничество или сотрудничество?
13. Согласны ли вы с выражением: «каждое поколение считает себя более умным, чем
предыдущее, и более мудрым, чем последующее»?
14. Каков он: портрет современного человека?
15. На кого равняется современная молодежь?
16. Герои и антигерои в современной литературе.
17. Какие вызовы ставит перед молодежью 21 век?
18. Как технологии влияют на жизнь современного поколения?
19. Как изменится образование в будущем?
20. Согласны ли вы с утверждением: «молодежь смотрит на мир глазами своих кумиров»?
21. Какая профессия является престижной в 21 веке?
22. Каковы отличительные черты человека 21 века?
23. Чем живет современный подросток?
24. Как меняется язык в 21 веке?
25. Чем опасен переизбыток информации?
26. Почему говорят, что в 21 веке время течет быстрее?
27. Что можно назвать угрозами 21 века?
28. Согласны ли вы с тем, что современный человек утрачивает связь с природой?
29. Почему современная молодежь стремится жить в мегаполисах?
30. Изменились ли ценности в 21 веке?
31. Как изменились жизненные приоритеты в 21 веке?
32. В чем плюсы и минусы интернета?
33. Согласны ли вы с тем, что у нынешней молодежи больше возможностей, чем у их
предшественников?
34. Как влияет массовая культура на формирование ценностей современной молодежи?
35. Согласны ли вы с выражением: «Во всякой стране молодое поколение – всегда
иностранцы»?
36. Как реклама влияет на предпочтения современного человека?
37. Кто такой - «герой 21 века»?
38. Как влияют научные открытия на жизнь человека 21 века?
39. Согласны ли вы с тем, что у каждой эпохи свои герои?
40. Какова роль информации в 21 веке?
41. Можно ли представить жизнь современного человека без смартфона?
42. Чем опасна зависимость от социальных сетей?
43. Как формируются нравственные ориентиры современного человека?
44. Как изменились культурные предпочтения людей 21 века?
45. О чем мечтает мое поколение?
46. Как современный человек меняет мир?
47. Могут ли социальные сети заменить реальное общение?
48. Какова роль образования в 21 веке?
49. Какова роль самообразования в 21 веке?
50. Справедливо ли мнение о том, что культура и искусство в 21 веке деградируют?
51. Чем объясняется многообразие субкультур в 21 веке?
52. Что сближает молодежь разных эпох?
53. Какую роль играют материальные ценности в 21 веке?
54. Как вы понимаете словосочетание «массовая литература»?
55. Какие книги читают мои ровесники?
56. Можно ли сказать, что у человека 21 века больше свободы в выборе?
57. Чем опасна потеря связи с реальным миром?
58. Сложно ли найти свой путь в 21 веке?
59. Согласны ли вы с тем, что «потребительство – одна из главных проблем человека 21
века»?
60. Почему особенно важно сохранять связь поколений в 21 веке?
61. Для чего современному подростку необходимо знать историю?
62. Можно ли сказать, что представление о счастье изменилось у человека 21 века?
63. Какие идеи близки молодежи 21 века?