Примерный план итогового сочинения
Вступление.
Цель – подготовить читателя к восприятию основной мысли сочинения.
Логическая структура, абзацное членение, задачи |
Пример: |
А I Образная часть (представляется эмоционально-образное осмысление основной проблемы, отражающей важнейшие аспекты темы).
Информационная часть (даются предварительные, общие сведения о проблеме)
Формулировка основных (1-2) проблем (определяется ракурс, в котором будет рассматриваться тема) |
Прочность любого строения зависит от его основания. Без фундамента нельзя построить надежный небоскреб, но и фундамент без этажей – это ещё не дом! Наше общество похоже на постоянно строящееся здание, где старшие поколения – это фундамент, а молодёжь – этажи. Чтобы оно не развалилось, а стало более совершенным, нужна слаженность, гармония во взаимоотношениях всех его членов. Но кто из нас не ссорился с родителями или не вступал в конфликт с учителями? Когда человек молод, ему кажется, что старшие не способны его понять и вписаться в бурно меняющуюся жизнь. Однако, вступив в полосу зрелости, он сам перестает понимать интересы и нравы молодежи. Почему так происходит? Возможно ли преодолеть противоречия?
|
Основная часть.
Цель – раскрыть тему сочинения
Логическая структура, абзацное членение, задачи |
Пример: |
А II Логический переход (представляются писатель и произведение, на основе которого будут строиться рассуждения по выбранной теме). |
Мне пока трудно судить о сложностях взаимоотношений, ведь у человека в моем возрасте слишком мало опыта, поэтому в поисках ответов обращаюсь к роману И. С. Тургенева «Отцы и дети». |
А III Анализ произведения Тезис 1 (представляется один из аспектов авторской мысли)
Развитие мысли (показывается, как в произведении представлено авторское отношение к проблеме)
Доказательства, примеры (представляется аргументация, выполняется анализ ситуации, поступков героев…)
Микровывод (обобщается написанное.) |
С первых же страниц становится ясно: конфликт «отцов» и «детей» – это не рядовая семейная ссора, а серьезная общественная проблема. Особенно остро она проявляется в спорах непримиримых противников – Павла Петровича Кирсанова и Евгения Васильевича Базарова. Эти герои противопоставлены друг другу по внешности, привычкам, образу жизни. Они спорят обо всем: о роли аристократии и о русском народе, о значимости искусства и о традиционных ценностях. Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них, Базаров отрицает разумность того и другого. Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по заведенным дедами порядкам кажутся важнейшими чертами народной жизни, умиляют его. Базаров критикует рабскую покорность народа, его предрассудки. Павел Петрович упоминает о Шиллере и Гете, Базаров, отвергает искусство… Все это показывает, насколько серьезны противоречия, возникающие между поколениями. Спор аристократа Кирсанова и разночинца Базарова заканчивается дуэлью. |
А IV Анализ произведения Тезис 2 (показывает следующий поворот авторской мысли).
Доказательства, примеры (представляется аргументация, выполняется анализ ситуации, поступков героев…)
Микровывод (определяется позиция писателя по представленной проблеме). |
И.С.Тургенев отмечает: одна из причин разногласий в том, что молодость и зрелость по-разному воспринимают явления внешнего мира. Вспомним эпизод, когда Аркадий и Николай Петрович Кирсановы по пути домой любуются весенним пейзажем. Как по-разному их волнует весна! Как драматична несовместимость чувств отца и сына! Автор подчёркивает различие психологической природы юности и зрелости: для Аркадия весна связана с предчувствием счастья, с надеждами на будущее, а мысли Николая Петровича о прошлом. Его весна уже далеко, в ней остались и невозвратимая юность, и былое счастье. Очередное возрождение природы пробуждает в старшем Кирсанове воспоминания о покойной жене, думы о скоротечности жизни. Аркадий не может понять своего отца, потому что у него нет жизненного опыта: он ещё не познал обманутых надежд, любви, утрат. |
А V Анализ произведения Тезис 3
Развитие мысли Доказательства, примеры
Развитие мысли Доказательства, примеры
Микровывод |
В романе показана и нравственная причина конфликта поколений. Молодежь не проявляет должного почтения к старшим. Так, Аркадий бестактно ведет себя, узнав о новой привязанности отца. Забыв о деликатности, он «великодушно» признаёт его право на личную жизнь. «Отцы», в свою очередь, не желают идти на компромисс. Павел Петрович, не испытавший родительских чувств, вообще не способен прощать молодым людям их ошибки и принимать то новое, что они вносят в жизнь. Таким образом, мы видим, что в конфликте повинны обе стороны. |
А VI Анализ произведения Тезис 4 (вывод, авторская позиция).
|
Писатель считает, что преодолеть разобщение поколений помогут отеческая и сыновья любовь, терпимость и доброта. Благодаря этим чувствам и качествам Кирсановы в конце концов стали счастливой, дружной семьёй. |
А VII Тезис 5 Вывод: позиция ученика (представление собственного суждения).
|
В наши дни люди по-прежнему живут «врозь», а спор поколений ведётся так же остро, как и во времена И.С. Тургенева. Но я уверена, что каждая семья должна стремиться к миру и согласию, что конфликт поколений возможно разрешить! «Отцы» и «дети» способы вместе выстраивать жизнь, объединяя усилия в совершенствовании общества. |
Заключение.
Цель – обобщение по всей теме.
Логическая структура, абзацное членение, задачи |
Пример: |
А VI Обобщение по предложенной теме (показывается собственное отношение к доказанным выводам). |
Если каждый человек сделает шаг навстречу своим близким, лёд непонимания растает. Это позволит сохранить все лучшее из опыта старших, использовать во благо энергию и стремление к обновлению, свойственные молодому поколению. |