Сочинение по тексту:
Экологические проблемы — одна из животрепещущих тем сегодняшней жизни. В данном тексте Г. Рогов пишет о глобальном потеплении, которое может привести к гибели человечества или другим необратимым изменениям экосистемы. Автор честно заявляет о том, что причина земных катаклизмов — это неразумная деятельность человека. Его волнует будущее нашей планеты, поэтому, как утопающий за соломинку, он хватается за фантастический способ выживания человека в океане, предложенный профессором Сальватором — героем романа А. Беляева «Человек-амфибия».
Может быть, океан и стал бы новой средой обитания для человечества, но проблема не в этом, а в том, что мы собственными руками уничтожаем самую красивую планету нашей Солнечной системы. Конечно, сейчас на Земле нет человека, которого бы не волновали экологические проблемы. Не могу быть в стороне и я, поэтому полностью разделяю авторские тревоги и опасения.
Понятно, что к этой теме Г. Рогов обращается не первый и не единственный. Уже в XIX веке в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев пишет о проблеме отношения человека к природе. Его герой Евгений Базаров считает, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Писателю же претило такое нигилистическое отношение к природе, поэтому он развенчивает теорию Базарова, приводит Евгения к случайной смерти, а над его могилой возводит храм из берёзок и клёнов. Та природа, к которой Базаров пытался относиться лишь потребительски, стала храмом над его вечным покоем. «Не то, что мните вы, природа: не слепок, не бездушный лик...» — писал Ф.И. Тютчев, вторя И.С. Тургеневу. Поэт верил, что природа жива, что в ней есть душа, есть свобода, свой язык, и через свои стихотворения пытался научить читателей бережно относиться к национальному богатству страны.
Эстафету экологической тревоги в литературе XX века подхватили многие писатели и поэты. Особенно трагично проблема отношения к природе звучит в повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Деревня Матёра простояла на берегу Ангары без малого триста лет, но её затопили, когда стали строить плотину для ГЭС. Страшно читать описание того, как по воде плыли кресты с неперевезённых могил, но ещё страшнее осознавать, что вместе с островом были затоплены и живые люди, которые отказались эвакуироваться. Уничтожая природу, мы уничтожаем себя, потому что вместе с Дарьей погибли и наши совесть, порядочность, человечность. А ведь таких сел и деревень был затоплен не один десяток...
Рассказ Е. Носова «Кукла (Акимыч)« заканчивается тем, что Акимыч хоронит куклу, которую обезобразили детишки. Смотреть на неё очень больно — она напоминает детские трупы, которые герой видел на войне. Акимыч с болью говорит о том, что люди стали циничными и жестокими. И эти же люди, выбрасывая мусор на берег, погубили реку. Приехал рассказчик порыбачить в любимое место — и не узнал реки. Но если изуродованную куклу можно закопать, то :человеческую халатность к природе никак не спрятать. Как бы мы ни призывали к защите природы, пока человек сам не поймёт, что все беды— это дело его рук, экологической катастрофы не избежать. В.П. Астафьев в новелле «Царь-рыба»
рассказывает о том, как Игнатьич пренебрёг древним заветом рыбаков и поймал царь-рыбу. Но осётр изловчился, и рыбак оказался вместе с ним в одной сети. Как ни старался Игнатьич освободиться от пут, удалось ему это только тогда, когда он очистил свою душу от давнего греха. Не он отпустил осётра, а царь-раба отпустила Игнатьича на волю. Так писатель утверждает мысль о том, что экологические проблемы начинаются с нравственного падения человека.
Все эти произведения созданы разными людьми и в разное время, но всех их объединяет тревога за завтрашний день нашей планеты. Если мы будем бережно относиться к природе, то нам не нужно будет искать прибежища в водах Мирового океана, как это изображено в произведениях фантастики.
Текст Г. Рогова:
(1)Прошлое, соответственно, и будущее Земли, судьба всего живого на ней — едва ли не главная тема в размышлениях многих учёных и публицистов, а также просто неравнодушных людей. (2)Обострение этой темы в пытливых умах наших соотечественников в год «космических юбилеев» (2011 год) понятно и закономерно — тот же Константин Эдуардович Циолковский предрекал будущее землян в виде космического «лучистого человечества»! (3)Впрочем, в наши дни здравствует немалое количество мыслителей, которые предполагают, что в случае глобальных земных катаклизмов возможное спасение всего живого в... воде! (4)Вернее, в акватории Мирового океана. (5)И, надо сказать, их теории и убеждения не так уж фантастичны — достаточно припомнить, что практически вся жизнь на «голубой планете» зародилась и вышла именно из водной стихии. (6)А также и то, что обжитое на сегодня людьми земное пространство — это лишь 29,2% поверхности суши, остальное — 70,8% — просторы Мирового океана, акватория и глубины которого изучены пока куда меньше, нежели бездны Космоса... (7)«...Человек не совершенен. (8)Жизнь в воде дала бы человеку огромные преимущества. (9)Почему бы не вернуть человеку эту возможность? (10)Мы знаем, что некоторые наземные животные снова вернулись в воду. (11)Если бы люди проникли в океан, жизнь стала бы: совершенно иной. (12)Эта пустыня с её неистощимыми запасами пищи и промышленного сырья могла бы вместить миллионы, миллиарды человек. (13)Миллиарды людей без тесноты и могли бы разместиться в океане. (14)А его мощность! (15)Практически беспредельный запас
энергии. (16)Один Гольфстрим вместе с Флоридским течением двигают девяносто один миллиард тонн воды в час. (17)На суше живые существа не могут подняться высоко над поверхностью и не проникают очень глубоко внутрь её. (18)В океане жизнь всюду: от экватора до полюсов, от поверхности до глубин почти в десять километров. (19)Как же человечество использует эти силы? (20)Почти никак...» (21)— Ну конечно, конечно, уважаемый читатель, сие — пламенная речь профессора Сальватора из романа «Человек-амфибия» фантаста Александра Беляева. (22)Фантаста ли? (23)В дни, когда писались эти строки, экспертная группа ООН, состоящая из 2,5 тысячи самых авторитетных учёных 130 стран мира, обнародовала «самый зловещий» доклад об угрозе прогнозируемого глобального потепления — результате деятельности человека на Земле. (24)Данное «достижение» уже в ближайшем будущем повлечёт за собой затопление некоторых островных государств и прибрежных городов (Шанхая, Буэнос-Айреса и др.), и вопрос о том, куда деваться и что со всем этим делать сотням миллионов сухопутных беженцев планеты, становится отнюдь не праздным и вовсе не из области научной фантастики!
(По Г. Рогову)