Сочинение ЕГЭ:
Вопрос «загадочного» , «мистического» русского духа волновала таких известных писателей, как Л.Толстой, И.Тургенев, Н.Некрасов. Автор предложенного мне текста, С.Покровский, также поднимает проблему национального русского характера.
Рассматривая проблему, современный прозаик повествует о Прутском походе Петра Первого. Автор рассказывает о том, как, несмотря на огромный перевес турецкой армии, великий визирь решает «заключить перемирие с окруженном русским войском и отпустить его на все четыре стороны», уверенный в том, что цена победы будет чрезмерно велика. Чтобы понять, в чём особенность русского человека, писатель противопоставляет два понимания силы. С точки зрения Карла12, это количество воинов, и потому «положение армии Петра не просто тяжелое, оно безнадежное». Ей противопоставлена позиция великого визиря, который считает, что силу противника определяет неведомый, непостижимый национальный характер. Для того чтобы показать, что национальный дух присуща не только представителям власти, автор сопоставляет поведение Петра Первого и простых русских воинов. И как царь, лучше остальных понимая серьезность создавшегося положения, думает не о собственной жизни, а о судьбе страны, так и русское войско, по мнению визиря, будет сражаться остервенело, до последнего вздоха, до последней капли крови.
Позиция автора не вызывает сомнений: С.Покровский убежден в том, что истинная сила национального характера, то есть способность жертвовать собственными интересами, жизнью ради Отечества рождается из необходимости отвечать за что-то большее, чем собственная жизнь.
Трудно не согласиться с точкой зрения автора. Анализируя военные конфликты 19, 20, 21 веков, можно убедиться в том, что сила русского человека - в его самоотверженности, желании отдать последнее во имя своей Родины.
Для того чтобы обосновать свою точку зрения, мне бы хотелось обратиться к произведению Л.Н.Толстого «Война и мир». Читая роман, мы видим, как одна из главных героинь, Наташа Ростова, негодует из-за отказа матери отдать все домашние подводы под раненых. Мерзостью и гадостью называет Наташа попытки старой графини спасти сундуки с посудой, картинами, зеркалами, приданым. А сколько радости, восторженного оживления и домашних, и слуг приносит указание сделать всё возможное, чтобы помочь армии! «Военные» страницы романа дают возможность увидеть, что сила русского человека - в способности в трудную минуту забыть о своих интересах и думать о тех, кто нуждается в помощи.
Задуматься о том, в чем сила национального характера, помогает рассказ В.Некрасова «Вася Конаков». Наверное, поведение главного героя, кому-то может показаться странным: вдвоем со старшиной они выдерживают в день по три, четыре атаки немцев, не жалуются на то, что в полку осталось в живых только три человека, не требуют ни от кого помощи, работая и за командиров, и за подчинённых. Но для героев – по-настоящему русских людей – нет другого варианта, кроме самоотверженности, отваги, ответственности за судьбу своей страны.
Произведения Л.Н.Толстого, В.Некрасова, С.Покровского помогают понять, что непостижимая сила русского характера – это в первую очередь способность ставить интересы народа, Отечества выше собственных.
Текст С.Покровского:
(1)Прутский поход Петра Первого, предпринятый в 1711 году, как говорится, сразу не заладился. (2)После победы над шведами в головах у многих русских государственных деятелей началось то, что позже назовут головокружением от успехов. (3)Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля
Карла ХII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут – и турки сразу же выбросят белый флаг. (4)Но не тут-то было. (5)Турки хитро заманили русское войско в безводные степи, а потом окружили. (6)Страшный зной, голод и жажда, турецкие конники, бесшумно маячившие в мареве, будто призраки из преисподней, беспрестанные рыдания офицерских жён – всё слилось в погребальную музыку, которой дирижировала неизбежность… (7)Никто не знал, что делать. (8)Двигаться вперёд нельзя, потому что враги превосходили их вчетверо, нельзя стоять на месте, позволяя туркам стягивать кольцо окружения. (9)Но невозможно
и отступить. (10)Словно вода в пересыхающем степном колодце, таяли силы, мало-помалу отчаяние и безнадёжность овладевали людьми, которые оказались в западне.
(11)Царь Пётр, пожалуй, лучше остальных понимал серьёзность создавшегося положения, но ему нужно было думать не о собственной жизни, а о судьбе страны, которая могла лишиться правителя. (12)Тогда царь отправил письмо в Боярскую Думу, которое правильнее было бы назвать завещанием. (13)В коротком послании он даёт последние распоряжения своим сподвижникам, просит их руководствоваться в своей деятельности государственными интересами.
(14)Турки схватили посыльного, нашли депешу и внимательно её прочитали. (15)Карл ХII, который прятался у турок, довольно потирал руки: письмо ясно указывало на то, что положение русских не просто тяжёлое, оно безнадёжное. (16)Но великий визирь, напротив, погрузился в задумчивость, а потом внезапно объявил, что решил заключить перемирие с окружённым русским войском и отпускает его на все четыре стороны. (17)Карл решил, что ослышался: какое перемирие, кто отпускает врага, попавшего в ловушку? (18)Да этот визирь спятил! (19)Шведский король просит, умоляет, требует, заклинает, но визирь непоколебимо качает головой: из перехваченного послания ясно, что русский царь уже готов к смерти, а это означает, что его воины будут сражаться остервенело, до последнего дыхания, до последней капли крови. (20)Конечно, стопятидесятитысячная турецкая армия скорее всего одолеет 40 тысяч русских воинов, но это будет пиррова победа. (21)Лучше, если русские просто уйдут.
(22)Этот исторический факт может вызвать разные оценки, стать предметом для глубоких социологических, философских и психологических обобщений. (23)Важно главное: в этом как будто бы бесславном с точки зрения прямых результатов походе ярко проявилась та сила, которую называют национальным духом. (24)Чаще всего эту силу характеризуют, используя определения «таинственная», «неведомая», «непостижимая», однако ничего мистического в ней нет. (25)Она рождается из необходимости защищать свою семью, друга, дом, Отчизну, то есть из необходимости отвечать за что-то большее, чем собственная жизнь. (26)Да, в том походе
не были решены военные задачи, не были одержаны славные победы, но зато была добыта главная мудрость: побеждает не тот, у кого больше людей и оружия, а тот, у кого больше стойкости и мужества.
(По С. Покровскому*)