Как в человеке должны сочетаться романтическое представление о жизни и научная картина мира? Именно этот вопрос в центре внимания М. М. Пришвина.
Автор считает, что каждый должен научиться спокойно и бесстрашно смотреть в холодное безвоздушное пространство, на вращающиеся звёзды и светила, но для этого необходимо выбрать необходимую точку обзора. Нужно видеть «своё небо» и всё, что изменяется на глазах.
Раскрывая свою позицию, автор ведёт повествование от первого лица. Рассказчик прочитал популярную астрономию Спенсера Джонса, который представил Вселенную во всём её бездушии, а жизнь как случайность. Спенсер думает, что на других планетах не существует жизнь. В этой книге пугало описание страшной планеты с ядовитой атмосферой. Таким образом, астрономия вызвала в душе героя ужас, ему захотелось обратиться к образу человека, чтобы ощутить на душе тепло.
Далее от картины холодной и бесчувственной Вселенной, пугающей рассказчика своей пустотой, он обратился к незабудке, с которой встретился взглядом во время купания. В этом скромном цветке герой встретил живую вселенную. Незабудка в его восприятии способна всем своим существом победить «бессмыслие вертящихся органов Вселенной». Из этого следует, что страх перед хаосом бесконечного небесного пространства можно победить, найдя живую вселенную в объектах земной природы.
Оба примера противопоставлены друг другу. Мёртвая Вселенная и «одухотворённое человеческое небо» представлены с помощью антитезы.
Я согласен с мнением автора. Действительно, нужно просто найти «собственное полезное место в общем творчестве мира».
Для подтверждения верности своей мысли, приведу пример из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Разочарованный в жизни Андрей Болконский встречает свою Вселенную, когда видит пробудившийся от зимнего сна дуб, распустивший нежную зелёную листву в лучах горячего солнца. Это привело его к открытию нравственной истины: жизнь в тридцать один год не закончена, нужно жить так, чтобы твоё существование благотворно отражалось и на жизни других.
В заключение хочу подчеркнуть, что мысли о бесконечной Вселенной и её пустоте не должны пугать человека, нужно найти в земном мире живую Вселенную.
Текст
(1)Прочитал популярную астрономию Спенсера Джонса. (2)Книга представляет нам Вселенную во всем ее бездушии и жизнь как случайность. (3)Автор отвечает на вопрос о том, есть ли жизнь в других мирах, сомнением: слишком для этого много должно сойтись случайностей. (4)В особенности у него страшна одна огромная планета с ядовитой атмосферой, исключающей всякую жизнь, и покрытая огромной толщины льдом. (5)Раздумывая об этом, в ужасе прижимаешься к образу человека с его звездами – ангельскими душками – и ясно видишь происхождение космической гармонии в душе человека.
(6)Купался и встретился первым глазом с незабудкой. (7)Не знаю, что и думать, я ли на нее обратил внимание, или незабудка сама заставила меня обратить на себя внимание после чтения страшной книги о бездушии Вселенной.
(8)В этой незабудке, с ее желтеньким солнцем внутри и с небом голубым о пяти лепестках, я встретил живую вселенную, побеждающую существом своим внутреннее бессмыслие ее вертящихся органов.
(9)И пусть нет звездочек на небе, как «ангельских душек», зато есть на земле незабудки. (10)Так что ангелы вполне заменимы цветами, и нечего особенно горевать об утраченных образах неба.
(11)Чем больше астрономия открывает на небе мертвых миров, раскаленных солнц и планет, покрытых льдом толщиной в тысячи километров, окруженных отравленной атмосферой, тем ярче разгораются в нашей душе на нашем собственном человеческом небе глазки ангелов, глядевших в детстве оттуда на нас.
(12)Придет время, когда мы на эти свои огоньки на нашем собственном человеческом небе будем смотреть, не пугаясь бездушного вращения и бега горячих и холодных астрономических тел.
(13)Мало того! (14)У нас есть надежда, что когда-нибудь мы им поможем, горячие отведем, холодные подведем к горячим, чтобы у них началась наша жизнь. (15)Какое тогда откроется над мертвой вселенной одухотворенное человеческое небо!
(16)Но когда еще это будет, а пока каждый из нас должен стать между своим небом и астрономическими телами и должен выбрать для себя такое место, чтобы видно было и свое небо, и то, подлежащее изменению.
(17)Просто говоря, каждый из нас должен найти собственное полезное место в общем творчестве мира и потом держаться его.
(18)Мир, с которым в душе мы приходим, в миллион раз прекрасней того, что мы потом узнаем о нем из книг. (19)Разве можно чудеса звездного неба в какой-нибудь мере сравнить с тем, что открывает нам астрономия? (20)Но знание тем хорошо, что открывает нам силу человека, не такого отдельного, как я и мои знакомые, а всего соединенного законами жизни человека.
(21)После нашей луны, как являлась она нам среди деревьев в аромате лугов и садов, что скажут нам открытые на ней мертвые бесчеловечные пустыни? (22)Этот глаз соединенного знанием человека, пронзающий пространства, и этот ум одного великого человека, переходящий по наследству к другому, нарастающий в культуре, как лавина, в ужасающей силе, и просторы возможностей в будущем…
(23)Когда же наконец педагоги начнут нашим детям рассказывать о знании, не обманывая их в открытиях чем-то лучшим, а открывая им перспективу нарастающей мощи восходящего в единстве своём человека, способного в будущем повелевать Вселенной!
По М.М. Пришвину