Сочинение по тексту с досрочного ЕГЭ-2018 по русскому языку по М. Пришвину.
Одним из важнейших периодов в жизни человека является детство. Детство – чудесная пора, когда еще в неокрепших умах рождаются первые гениальные идеи, задумки. Именно в этот период начинается формирование личности человека, складываются его нравственные устои и жизненные ориентиры. Ребенок как губка впитывает в себя все новое, что предлагает ему окружающий мир, поражаясь буквально каждой мелочи. Восторг, удивление, радость, печаль – искренние эмоции, которые ребенок демонстрирует, не опасаясь осуждения окружающих. М. Пришвин поднимает проблему сохранения черт ребенка в человеке.
Рассуждая о том, что современный человек утратил возможность искренне удивляться, автор раскрывает актуальную в современном мире проблему, делая основной акцент на утрате детской непосредственности индивидом. Человек, по его мнению, как можно скорее стремиться расстаться с теми чертами, что прослеживались в его личности в детстве. Уже в двадцать современный человек стремиться к полной независимости от семьи, от родителей. Он утрачивает веру в сказку и чудо, но при этом не расстается с мыслями о возможности переселения на другую планету или же об обретении бессмертия. Почему же так?
Автор в своих рассуждениях четко дает понять, что для него стремление распрощаться с детской непосредственностью является чуждым. Он, будучи писателем и художником, наоборот стремится сохранить внутри «мальчика-героя». Пришвин, поясняя свою позицию, говорит: «…Мне часто говорят, что я знаю хорошо детей и люблю их. Но я знаю, люблю и охраняю только одно, заключенное в себе бессмертное дитя. В этом ребенке и реализован мой талант». Он видит ключ к своему таланту и непосредственности именно в той сохраненной частичке детства внутри себя.
Позиция автора мне близка и понятна. Я считаю, что одной из актуальных проблем современного человека является стремление к скорейшему взрослению. Теме детства уделяется все меньше и меньше внимания, о важности этого замечательного периода забывают. Это неправильно. Лишь будучи ребенком человек способен проявлять искренность, непосредственность, эмоции, сопереживать всем сердцем, переживая чужие проблемы как свои. Художники, поэты, писатели, ученые, артисты – просто обязаны сохранять внутри себя частичку «мальчика-героя» или «девочки-героини». Хотя, я считаю, что не только люди творческих профессий должны сохранить в себе частичку детства, но и все остальные. Будь ты хоть дряхлым стариком, в душе ты можешь оставаться маленьким ребенком, внутри которого теплится надежда и вера в чудо.
Рассмотрим несколько примеров из литературы. Так в рассказе Евгения Гришковца «Начальник» особое внимание уделяется не только детству героев, но и неоценимому вкладу в их будущее со стороны руководителя фотокружка, где они все занимались. Владимир Лаврентьевич – руководитель кружка, не только помогает ребятам обучиться искусству фотографии, но и вселяет в них веру и уверенность. Он показывает им насколько они талантливы и способны, развивая еще в совсем юных учениках не только талант, но и уверенность в себе. Данный рассказ ярко показывает значимость детства в жизни человека, ведь оно является отправной точкой в дальнейшей судьбе.
Хочется также уделить внимание великому произведению Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой в романе занимает одно из центральных мест. Соня – великая грешница, как многие ее именуют, предстает перед читателем наивной молодой девушкой. Условия, в которых она вынуждена жить, ужасают: больная чахоткой мачеха, находящаяся на грани безумия, пьющий отец, голодные дети-сироты, позорное положение в обществе. Соне живется нелегко. Так что же ей помогает справиться со всеми сложностями? Думаю, что в особом восприятии мира. Она верит в добро, не теряет надежды на лучшее и действительно видит даже в самых плохих и злых людях свет. Сонечка наивна и добра, она словно ребенок, которого поместили в тело взрослого человека. Ее детская вера и восприятие мира помогают справиться со сложностями и не отчаяться, погрязнув в пороке и страхе.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что сохранение детства и детской непосредственности очень важно для человека. Детство – определяет судьбу, позволяет радоваться каждому дню и жить полной жизнью, не боясь показаться глупым. Поэтому очень важно сохранять частичку детства внутри себя.
Удивление покидает мир. Даже воздухоплавание, даже радио и телевидение больше не
удивительны. И можно вперед сказать, что перелет на другие планеты не даст того счастья, той
радости, о которой сейчас грезится. Удивление связано с детством человека. Современный
взрослый человек рано расстается со своим ребенком: он с двадцати лет взрослый и больше
ничему не удивляется. Сказка питается детством, и детство здоровьем, и здоровье дается землею и солнцем. Человеку надо вернуть себе детство, и тогда ему вернется удивление, и с удивлением
вернется и сказка. Невозможно? Нет ничего невозможного. Во всяком случае, возникает вопрос:
почему современный человек не отказывается от возможности перелета на другую планету и
поднимают даже вопрос о физическом бессмертии в будущем, но почему же тогда невозможно
вернуть человечеству удивление и сказку?
…Я с себя беру своего маленького героя… Мне удобен мальчик-герой, потому что я же сам, лично
будучи от природы сам художником и поэтом в душе, скромным среди великих событий нашего
времени, чувствую себя всегда мальчиком и, признаюсь, не сразу дохожу до их смысла, — если же
сразу берусь, то неизбежно ошибаюсь. От этого мне легче среди великих событий изображать
мальчика, из-за того именно легче, что я сам такой и, когда чего не хватит, буду брать из себя.
…Мне часто говорят, что я знаю хорошо детей и люблю их. Но я знаю, люблю и охраняю только
одно, заключенное в себе бессмертное дитя. В этом ребенке и реализован мой талант. Я думаю, что значение моих книг и у нас и дальше — в моем устремлении к детству. Природа у меня как
материя детства. …
В 1905 году я напечатал первый свой рассказик «Дедок» в журнале «Родник». После этой удачи я
задумал по совету Е. И. Ончукова поехать на север на Выгозеро. У редактора Альмедингена в
«Роднике» я попросил денег на поездку. — Я напишу вам, — сказал я, — о мальчике, попавшем на
север, и так опишу север в приключениях мальчика. — Нет, — ответил Альмединген, — напишите
просто очерки севера. Я послушался, и с тех пор вот сорок пять лет никогда не расставался с этим
мальчиком, и все не мог написать. Вся детская моя литература возникла на этой почве, а, может
быть, даже и охотничья. По-видимому, этот мальчик живет у меня в душе, и скорей всего это я сам
и ношу его в себе, как беременная женщина. В этом вынашивании мальчика и есть все, чем я
богат.
Понимать все на свете можно по-разному, но несомненно нужно одинаково верно понимать
человека, чтобы сделать ему радостный подарок. Надо понять человека, чтобы суметь ему
подарить. Пониманием любовь начинается и подарком разрешается: он дарит ей, она это дарит
всем. Скорей всего люди инстинктом животных чувствуют, что ребенок — это подарок для всех.
Новый человек — это ребенок, а если о нем надо рассказывать, то расскажите о взрослом,
сумевшем сохранить в себе ребенка.
(по М.Пришвину)