Путь исканий Андрея Болконского. Л.Н. Толстой "Война и мир"
Знал ли я, что прочитав «Войну и мир», изменю свои моральные принципы, взгляну на жизнь с новой, неожиданной стороны? Нет, конечно, не знал, но это произошло, а способствовал этому событию Андрей Болконский. Этот вымышленный персонаж стал моим кумиром. Возможно, я ещё многого не понял из его мыслей и поступков, однако даже малой части того, что я осознал, хватило, чтобы в корне поменять мои жизненные принципы и убеждения. Естественно, каждый человек воспринимает информацию по-своему, но в данной статье я постараюсь передать те душевные преобразования и трансформации личности, которые происходили с «моим» князем Андреем.
В начале романа он предстаёт передо мной гордым, высокомерным, жёстким ко всем людям человеком с эмоциональным диапазоном, ограниченным тонкой, холодной и насмешливой улыбкой. Его интересует только то, что непосредственно касается его самого, его собственного «я». Слухи, события в обществе, да и оно само ничуть не заботят его. Он ищет славы и величия, которые смогли бы утолить его жажду узнать своё предназначение. Андрей отправляется на войну лишь для того, чтобы получить возможность выделиться из числа других людей. Возможная смерть его не только не беспокоит, но он рассматривает её как один из вариантов получить желаемое. Однако все его надежды и мечты обрываются на поле Аустерлица. Наполеон – величайший из великих, человек, которого князь Андрей боготворил, оказывается на деле маленьким, тщедушным подобием гения войны. После этого взгляды князя на жизнь немного меняются.
Болконский решает, что жить по-прежнему нужно только для себя, но под последним он подразумевает не только свою персону. Все его родные и близкие люди: княжна Марья, отец, жена, сын, Пьер, а также всё, что, так или иначе, связано с ним и составляет теперь «я» князя Андрея. Все его усилия направлены отныне на благополучие этих людей и его самого. Но вскоре он понимает, что всё, чем он занимается, никак не способствует достижению нужного результата. Андрей впадает в уныние. Он пытается найти что-то важное – то, что он мог упустить и не заметить в своих размышлениях. Однако ни разговор с Пьером, ни окружающая природа не могут помочь ему. Князь Андрей начинает погибать, но тут ему приходит спасение в виде молодой и жизнерадостной нимфы – Наташи Ростовой. Он влюбляется в неё, она отвечает ему взаимностью и в корне меняет Болконского. После встречи с этим ангелом его душевное состояние меняется навсегда. Он сам признаётся себе в этом, когда происходит его встреча с дубом. Его ум проясняется, и Болконский понимает, что должен жить для всех людей, что смысл жизни заключается в простых мелочах, которые её создают, что не стоит искать особого смысла в привычных вещах, а нужно просто жить и любить дальше.
Но, даже после обретения им душевного спокойствия и равновесия, судьба не оставляет князя Андрея в покое. Она посылает ему два последних испытания: измену любимой женщины и смерть. После того, как он узнаёт о событиях, произошедших между Наташей и Анатолем Курагиным, он не впадает в ярость, но и не может простить Наташу. Андрей находит единственный правильный выход из сложившейся ситуации – он просто продолжает жить дальше. Спустя большое количество времени, уже на смертном одре, он прощает свою возлюбленную, и судьба предоставляет ему возможность встретиться с ней. Так он проходит испытание изменой.
Последнее испытание, уготованное для него, не под силу пройти ни одному человеку. Но князь Андрей Болконский смог это сделать. Смерть пришла за ним, и он предстал перед ней человеком, который за свою короткую жизнь смог понять то, что люди не могут узнать и сегодня. Князь Андрей понял, наконец, что смысл жизни составляет сама жизнь.
Обычно про умершего человека говорят: «Смерть забрала его слишком рано». Но это точно не о Болконском. Смерть настигла его, и он согласился пойти с ней на равных.