Разум — счастливый дар человека или его проклятие?
Разум — сила человека, которая правильно указывает жизненный путь, не дает оступиться в сложных обстоятельствах. Благодаря способности мыслить, рассуждать люди могут избегать непоправимых ошибок, достойно переносить горе и быть счастливыми в радости. Но всегда ли столь положительное влияние оказывает разум на человеческую жизнь? Не лишит ли он индивида того, что называется чувством, не превратит ли жизнь человека в вечный и не всегда радостный анализ ситуаций, поступков, взглядов и состояний?
К каким печальным последствиям может привести полное господство разума над чувством, можно увидеть в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий Александрович Печорин абсолютно все происходящее в его жизни склонен подвергать рассуждениям и оценкам. Он живет исключительно холодным, циничным разумом. Ему в силу определенных причин кажется, что чувства совсем отсутствуют в жизни человека. Но, оказывается, сколько бы ни убеждал герой себя в том, что нет сердечных привязанностей, дружбы, доверия — всего того, что можно отнести к области эмоций и состояний души, чувств ему все равно хочется! Именно поэтому он вторгается в жизни тех, кто умеет чувствовать. Достаточно вспомнить печальную историю его отношений с княжной Бэлой. Любил ли он эту нежную, хрупкую и беззащитную девочку, жительницу гор? Возможно. Но любовь постоянно требует от человека эмоционального участия в судьбе любимого, постоянного внимания и душевной теплоты. Не способен на это человек, пресытившийся искусственной любовью великосветских барышень, разочаровавшийся в дружбе, внутренне опустошенный и одинокий. Он стремился к Бэле в поисках нового, светлого чувства, но, найдя его, оказался не способен поддерживать в своей душе любовь. Печорин готов за Бэлу жизнь отдать, но любить ее долго не способен, поскольку и в любви он рассудочен, постоянно ищет все новую и новую пищу для своего эгоистичного разума. Именно поэтому он и утверждает, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни ».
Тяжело наблюдать за тем, как под влиянием страдающего от бездействия разума умирает любовь Печорина к Бэле. Их недолгие (всего четыре месяца) отношения не могли иметь дальнейшего счастливого продолжения: он никогда не смог бы принять ее наивный разум «горной дикарки», а она, даже всем сердцем любя Печорина, никогда бы не смогла понять причину его метаний и терзаний.
Таким образом, можно сделать вывод: человек не должен допускать того, чтобы его разум стал холодным, эгоистичным, постоянно требующим новых и новых жизненных впечатлений. В таком случае нет места чувствам, поскольку они всегда поглощаются холодным рассудком и не дают человеку почувствовать себя счастливым.