Синтаксические средства выразительности
Синтаксические средства |
||
Вводные слова и словосочетания |
в зависимости от значения могут указывать на последовательность изложения мыслей, выражать степень достоверности изображаемого, отношение автора к изображаемому и проч. выражают оценочные значения |
• Героиней этого романа, • Он, стало быть, бережёт |
Вопросно-ответная форма изложения |
диалогизирует речь, делает адресата собеседником говорящего, активирует его внимание оживляет повествование, придаёт ему динамику и выразительность позволяет автору привлечь читателя к совместному размышлению |
• «Но что я такое сделал ? — спрашивал он себя с тоской. — Продал старую, совершенно ненужную мне черепаху». — «Да, она тебе не нужна, — прозвучал ответ, — но ты ей нужен. Всё, что есть хорошего на свете, было для тебя, а ты для кого был ?» |
Восклицательные предложения |
дают эмоциональную оценку сообщения выражают эмоциональное состояние героя
|
• Каким прекрасным мог быть мир, земля, со всей её природой, если бы человек лелеял её! (Гранин |
Инверсия |
способствует выражению мысли, акцентируя внимание на важных, с точки зрения говорящего, словах фразы усиливает действенность речи усиливает экспрессивность речи |
• Улица пустая вообще производит ужасное впечатление (Булгаков). |
Обращения |
являются средством речевого этикета) организуют текст, помогают понять, с кем разговаривает герой выражают характер общения (официальный, доверительный, дружеский, грубый и пр.) выражают отношение говорящего к собеседнику являются средством речевой характеристики говорящего риторические обращения усиливают выразительность текста |
• Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас • Что же ты, моя старушка, • Откуда, умная, бредёшь
|
Однородные члены |
важнейшее средство подробного описания предметов, их свойств, а также различных явлений, процессов конкретизируют изображаемое придают динамику и экспрессивность сообщаемому лежат в основе такого средства изобразительности, как градация
|
• За всё я отвечаю в этом мире — за вздохи, слёзы, горе и потери (Мартынов).
|
Синтаксический параллелизм - повтор синтаксических конструкций с однотипным порядком слов, однотипными сказуемыми. |
|
Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором... Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом... |
Парцелляция |
Придаёт особый смысл высказыванию: точка после слова… - знак конца повествования , и поэтому смысловой центр сосредоточен на фразе… создаёт экспрессивность текста |
• Этот человек снискал себе всеобщее уважение не только умением побеждать. Благородством. Скромностью. |
Риторическое обращение или восклицание Риторический вопрос не требует ответа, т.к. ответ содержится в самом вопросе.
|
используется не столько для называния адресата, сколько для привлечения внимания. привлекает внимание к проблеме
содержит авторскую позицию
|
О времена! О нравы!\ Русь! Русь! Куда стремишься ты? Что такое культура, нужна ли она сегодня?
|
Полисиндетон - многосоюзие.
Асиндетон - бессоюзие. |
риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий |
Перед глазами уходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.
Швед, русский, колет, рубит, режет. |
Безличные предложения |
Выражают психофизическое состояние, возникающее по какой-то причине |
|
Неопределённо-личные предложения |
В них автор обращает внимание на сам факт ,событие или действие, а не на того, кто действует. |
|
Бессоюзные предложения |
|
|
Словосочетание - смысловое и грамматическое объединение двух слов, выраженное с помощью подчинительной связи. |
Правила сочетаемости слов в словосочетании. 1 правило. Необходимо учитывать предметно-смысловые связи слов. Соединяться могут слова, которые называют явления, связанные между собой в действительности. *озеро не может быть сильным и высоким, т.к. эти слова взаимно не сочетаются. 2 правило. Объединяя слова, нужно думать о лексических особенностях слов, иначе появятся речевые ошибки. нельзя *причинить радость, большая половина, табун девушек, оглянуться вперёд 3 правило. Объединяя слова, нужно думать об их грамматических свойствах, иначе появятся ошибки. не сочетаются *прилагательные с глаголом 4 правило. Объединяя слова, нужно думать об их стилистической принадлежности, иначе появятся ошибки. Должны сочетаться слова одинаковой стилистической окраски *книжные с книжными: тщетно взывать
|
|
|
*разговорные с разговорными: неплохие ребята
Способы синтаксической связи слов в словосочетании Слова в словосочетании связываются при помощи
*грустно смотреть остальные наречия - после глагола *петь по-русски |