Логотип сайта

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ

  • Главная
  • Информация о сайте
  • Сочинения ЕГЭ
  • Выпускное сочинение
  • Поиск по сайту

Синтаксические средства выразительности

Категория: Материалы к ЕГЭ по русскому языку

Синтаксические средства выразительности

Синтаксические средства

Вводные слова и сло­восочетания

в зависимости от значения могут указывать на последовательность изложения мыслей, выражать степень достоверности изобража­емого, отношение автора к изображаемому и проч. выражают оценочные зна­чения

• Героиней этого романа,
само собой разумеется, была
Маша
(Л. Толстой).

• Он, стало быть, бережёт
себя.

Вопросно-от­ветная форма изложения

диалогизирует речь, дела­ет адресата собеседником говорящего, активирует его внимание

оживляет повествование, придаёт ему динамику и вы­разительность

позволяет автору привлечь читателя к совместному раз­мышлению

• «Но что я такое сделал ? — спрашивал он себя с тоской. — Продал старую, совершенно ненужную мне черепаху».

— «Да, она тебе не нужна, — прозвучал ответ, — но ты ей нужен. Всё, что есть хо­рошего на свете, было для тебя, а ты для кого был ?»   

Воскли­цательные предложения

дают эмоциональную оценку сообщения

выражают эмоциональ­ное  состояние героя

 

• Каким прекрасным мог быть мир, земля, со всей её природой, если бы человек лелеял её! (Гранин

Инверсия

способствует выражению мысли, акцентируя вни­мание на важных, с точки зрения говорящего, словах фразы

усиливает действенность речи

усиливает экспрессив­ность речи

• Улица пустая вообще про­изводит ужасное впечатле­ние (Булгаков).
 

Обращения

являются средством рече­вого этикета)

организуют текст, помогают понять, с кем разговаривает герой

выражают характер об­щения (официальный, доверительный, дружеский, грубый и пр.)

выражают отношение го­ворящего к собеседнику

являются средством рече­вой характеристики говоря­щего

риторические обращения усиливают выразительность текста

• Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас
 

•  Что же ты, моя старушка,
приумолкла у окна ?
(Пушкин)

• Откуда, умная, бредёшь
ты, голова?
(Крылов)

 

Однородные члены

важнейшее средство под­робного описания предме­тов, их свойств, а также раз­личных явлений, процессов конкретизируют изобра­жаемое

придают динамику и экс­прессивность сообщаемому

 лежат в основе такого средства изобразительно­сти, как градация

 

•  За всё я отвечаю в этом мире — за вздохи, слёзы, горе и потери (Мартынов).

 

Синтаксический параллелизм - повтор синтаксических конструкций  с однотипным порядком слов, однотипными сказуемыми.

 

Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором... Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом... 

Парцелляция

Придаёт особый смысл высказыванию: точка после слова… - знак конца повествования , и поэтому смысловой центр сосредоточен на фразе…

создаёт экспрессивность текста

• Этот человек снискал себе всеобщее уважение не толь­ко умением побеждать. Бла­городством. Скромностью.

Риторическое обращение или восклицание

Риторический вопрос не требует ответа, т.к. ответ содержится в самом вопросе.

 

используется не столько для называния адресата, сколько для привлечения внимания. 

привлекает внимание к проблеме

 

 

содержит авторскую позицию

 

О времена! О нравы!\

Русь! Русь! Куда стремишься ты?

Что такое культура, нужна ли она сегодня? 

 

Полисиндетон - многосоюзие.

 

 

 

 

Асиндетон - бессоюзие.

риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения

перечисляемых понятий

Перед глазами уходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

 

Швед, русский, колет, рубит, режет. 

Безличные предложения

Выражают психофизическое состояние, возникающее по какой-то причине

 

Неопределённо-личные предложения

В них автор обращает внимание на  сам факт ,событие или действие, а не на того, кто действует.

 

Бессоюзные предложения

  • БСП с пояснительными отношениями помогают понять, почему…
  •  

 

Словосочетание - смысловое и грамматическое объединение двух слов, выраженное с помощью подчинительной связи.

                     Правила сочетаемости слов в словосочетании.

1 правило.

Необходимо учитывать предметно-смысловые связи слов.

Соединяться могут слова, которые называют явления,  связанные между собой в действительности.

*озеро не может быть сильным и высоким, т.к. эти слова взаимно не сочетаются.

2 правило.

Объединяя слова, нужно думать о лексических особенностях слов, иначе появятся речевые ошибки.

нельзя

*причинить радость,  большая  половина, табун девушек, оглянуться вперёд

3 правило.

Объединяя слова, нужно думать об их грамматических свойствах, иначе появятся   ошибки.

не сочетаются

*прилагательные с глаголом

4 правило.

Объединяя слова, нужно думать об их стилистической принадлежности, иначе появятся   ошибки.

Должны сочетаться  слова одинаковой стилистической окраски

*книжные с книжными: тщетно взывать

 

 

 

 

 

 

*разговорные с разговорными: неплохие ребята

 

Способы синтаксической связи слов в словосочетании

Слова в словосочетании связываются при помощи

  1. окончания
  2. предлога
  3. порядка слов:  наречия на -о- е-  обычно стоят перед глаголом

*грустно смотреть

       остальные наречия - после глагола

*петь по-русски

Похожие материалы
  • Алгоритм решения задания 10 (B11) из ЕГЭ
  • 9 интересных фразеологизмов со значениями
  • Архив шпаргалок по русскому языку...
  • Архив шпаргалок по физике для подготовки
  • Все шпаргалки по химии в одном архиве
  • Морфологические средства выразительности
  • Шпаргалки по математике.. Основные темы
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Оценка: 3.6 из 16

💬 Чат ЕГЭ В Telegram. Вступить

Copyright Vopvet.Ru © 2025 Хостинг от uWeb