Сюжет романа "Евгений Онегин". Содержание
«Евгений Онегин» - классика русской литературы. И как любое известнейшее произведение, несет в себе множество вариантов толкований по самым разным вопросам. Давайте проанализируем его и посмотрим, о чем же, в конце, концов этот стихотворный роман?
Первое. А с чего вообще начинается роман? С дяди? Садитесь, всем «отлично». А зачем там дядя? Для гонорара? Увы. Построчно тогда не платили. И роман начинается – с ЛЮБВИ! Умирающего (не в шутку ведь занемог), предстающего перед вечностью и думающего о вечном старика к своему единственному племяннику. Взаимной? Как же! Онегин только в гробу соизволил явиться. Не состоялась любовь…
Второе. Оля Ларина. Спохватилась. Поняла, что любит Ленского, когда поезд уже ушёл, - на балу брошена перчатка.
Сам Ленский. «Ах, Ольга…» - у дуэльной черты. А там не об этом стоило думать.
Третье. То есть – третья. Мама Олина. «Помещик в юбке». Юные годы. Любовь с гусаром без роду-племени. Родители против. Уговор о похищении. И – не вышла ведь она к нему. Были чувства? Были. Воплотились? То-то.
Четвёртые. Няня. С Ваней. Этих тоже сильно не спрашивали. Няню за другого выдали. До того славно няне было, что только Тане смогла признаться. И через столько лет.
Пункт пять. Классика. Та самая Татьяна. Продолжать? Фиаско подчёркивается отправкой сестёр Лариных на ярмарку невест в Москву. Последняя надежда. Смирение на грани унижения. О любви, пожалуй, не стоит.
Шесть. Генерал. Муж Татьяны. Заслуженный. Убелённый сединами. Красавец. Для своего возраста. Возраста! Вот оно! Любит. Хочет. Не может.
Даже в лирическом – семь! – отступлении фигурирует некто Истомина, за которой старательно ухаживал автор этого отступления. И – ничего. Роман в стихах.
Восьмым выходит наш герой. Евгений. В каком-то смысле бедный. Осознавший и прочувствовавший. Обнаруживающий Татьяну в апогее её дамской состоятельности. В малиновом берете (при всей регламентированности туалетов). С послом испанским (при всей регламентированности общения). Но – что позволено Юпитеру, Онегину уже не позволено. А не позволена ему взаимность. И даже соблазнение не есть способ её получения – в спальне, возле неприбранной Татьяны – что он слышит? Шаги. Чьи?
…А сам Александр Сергеевич даже собственную жену не смог заполучить в безраздельное пользование. Другому она была отдана. Высшему свету. И осталась ему верна. Когда в Аничковом дворце с Натальей Николаевной танцевал император, Пушкин в камер-юнкерском мундирчике подпирал попой колонну…
Так это – «энциклопедия русской жизни», говорите? Нет уж. Воплощение вечной темы это. Про нас с вами. Всех и всегда. Как только приходит к нам истинное чувство, реализовать его оказывается… ммм… проблематичным. В лучшем случае, появляется Командор.
…Похоже, многоточием в «Онегине» Пушкин обозначил собственную судьбу – дуэль (без поединка Командора нет и быть не может!). И – надежду. Право победить в неравной схватке за свою любовь…