Сочинение по направлению: Разум и чувства
Разум и чувство - две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны одна без другой»
В. Г. Белинский
Мне не кажется, что слова «разум» и «чувство» – антонимы. Ведь если первое обозначает способность мыслить, анализировать, то ей могут быть противопоставлены безумие, глупость, инстинктивность, в то время как «чувство» – это эмоции, ощущения, порывы души. Получается, что разум и чувство не могут рассматриваться как противоборствующие понятия и, скорее, одно без другого будет «мертво и ничтожно»? Попробую убедиться в этом на примерах произведений классической литературы.
Анализируя романы Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, М.А. Булгакова, понимаю, что, делая выбор между чувством и разумом в пользу порывов души или холодной рассудительности, герой не ощущает внутренней гармонии, не находит душевного спокойствия.
Понтий Пилат – герой одного из самых ярких произведений М.А.Булгакова – романа «Мастер и Маргарита». Страницы «ершалаимских» глав переносят читателя во дворец ирода великого, где страдает от гемикрании прокуратор Иудеи. Казалось, что может принести большее беспокойство герою, чем невыносимая головная боль? Встреча Понтия Пилата с бродячим философом Га-Ноцри, чудесное излечение, разговор о храме истины и «добрых» людях, приглашение Иешуа прогуляться в окрестностях дворца и поделиться мыслями производят странный эффект на кровавого прокуратора. Перед нами новый герой – почувствовавший к себе интерес, впервые признанный не всадником Золотое копьё, а очень умным, но слишком замкнутым и окончательно потерявшим веру в людей собеседником. Удивительно наблюдать за чувствами, которые переживает прокуратор. Тревожные глаза, намекающий на что-то взор, брошенный в сторону Га-Ноцри, попытка подсказать нужный ответ, яростные угрозы в разговоре с первосвященником, удушающий и обжигающий «самый страшный гнев - гнев бессилия» – таким мы ещё не видели Понтия Пилата, страстно желавшего спасти человека от казни.
Автор не раз акцентирует внимание на внутренних монологах героя, давая возможность почувствовать состояние прокуратора. «Пилат прогнал эту мысль…» - так описывает М.Булгаков борьбу героя с самим собой. У прокуратора есть выбор: он может не найти состава преступления в деле бродяги, признать Га-Ноцри душевнобольным, не утвердить смертный приговор и подвергнуть Иешуа заключению в непосредственной от себя близости, чтобы можно было слушать его речи, спорить и соглашаться с философом. Так подсказывают Понтию Пилату чувства, сердце. И если бы прислушался герой к порывам своей души, не пришлось бы ждать ему двенадцать тысяч лун того момента, когда протянется долгожданная лунная дорога и вслед за остроухим псом стремительно побежит по ней он сам. Что же подсказывает герою здравый смысл? Место прокуратора Иудеи, власть над городом, собственное спокойствие и … «помилуйте меня, философ! Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?» Это голос расчета, рассудка, ума, который пересилил чувства героя и привёл к решению, расплачиваться за которое он будет страданиями души, бессонницей и бессмертием.
Порывы души и голос рассудка, безусловно, не могут рассматриваться как противоборствующие единицы. Анализируя мысли, поступки одного из главных героев «Мастера и Маргариты», я прихожу к пониманию того, насколько тесно связаны эти понятия между собой, как тонко их соотношение и как опасно полагаться только на одно из них. Наверное, именно это имел в виду В.Г.Белинский, называя разум и чувство силами, которые «мертвы и ничтожны одна без другой».