«Верный друг — крепкая защита: кто нашел его, нашел сокровище». Ветхий Завет
Ещё совсем недавно я считала, что дружбу вполне можно измерить количеством друзей в социальных сетях, личных сообщений, «лайками» под фотографиями или постами. Мне был важен общественный статус тех, кого я называла друзьями и подругами, их внешний вид, круг знакомств и то, насколько они могут быть полезны. И, кажется, я не была одинока в своём заблуждении... Читая произведения отечественных и зарубежных классиков и узнавая истории Шерлока Холмса и доктора Ватсона, Маленького принца и Лиса, Сани Григорьева и Петра Сковородникова, Александра Белова, Алексея Корсака и Никиты Оленева, я начинаю понимать, что истинная, крепкая дружба далека от внешних проявлений. Это прежде всего общность мыслей, жизненных взглядов, свобода, как говорил когда-то Цицерон, «от притворства и поддакивания» и, конечно, способность защищать интересы товарища, жертвовать спокойствием, карьерой, а иногда жизнью ради него. Попробую доказать свою точку зрения, обратившись к произведениям литературы.
Передо мной книга, до сих пор дающая ответы на все жизненные вопросы, - «Война и мир» Л.Н.Толстого. Читая роман-эпопею, мы узнаем об отношениях главных героев - Пьера Безухова и Андрея Болконского. Автор упоминает, что они связаны с детства, но времени проводят вместе немного, нет у героев совместных дел, да и сюжетно они связаны слабее других. Можно ли назвать их взаимоотношения истинной, верной дружбой? Я в этом не сомневаюсь. Л.Н.Толстой не раз обращает внимание читателя на то, что Болконский и Безухов абсолютно не похожи. Действительно, это становится заметно уже при первой встрече с ними. Если утончённый аристократ уважаем, принят и обласкан в свете, его вниманием стараются завладеть, к словам его прислушиваются, то незаконный сын графа Безухова, напротив, кажется чуждым завсегдатаям гостиной Анны Павловны Шерер, слишком открытым, имеющим на всё свою точку зрения, и в то же время излишне искренним. Интересно, что столь разные на первый взгляд герои очень дороги друг другу. Андрей не скрывает своего отношения к «неудобному гостю»: Пьер нравится Андрею своим простодушием, прямолинейностью, открытостью, наивностью, нравственной чистотой. Как говорит Болконский, «Пьер один живой человек». Именно дружеское участие не позволяет молодому князю молчать, видя, как Пьер прожигает жизнь в кутежах, бесчинствах с Анатолем Курагиным и его компанией. На правах верного, преданного товарища Болконский упрекает Безухова в том, что тот не может уже 3 месяца определиться с выбором карьеры, и берет с Пьера «честное слово» не ездить к Анатолю Курагину и отказаться от бессмысленного образа жизни.
Сближают Пьера и Болконского их духовная неуспокоенность. Несмотря на то что они не виделись несколько лет, молодой князь накануне Бородинского сражения делится своими мыслями, переживаниями, страданиями именно с Пьером. Андрей открывает свою душу, высказывает все вопросы, мучавшие его. Ему, как и Пьеру, не хватает правды, понимания истинного положения вещей, и свои выстраданные мысли он доверить может только другу.
Отношения Андрея и Пьера – это верная крепкая дружба в истинном её понимании. Даже после смерти князя она не умерла вместе с ним, а переродилась в чувстве Николеньки Болконского. Трогательное обожание дяди Пьера и всего, что с ним связано, желание стать таким же умным и добрым – эти чувства очень похожи на восхищение графа Безухова по отношению к князю Болконскому! Но самое главное-Николенька преклоняется перед дружбой отца и Пьера, как перед «сокровищем « жизни, её главной ценностью.
Л. Н. Толстой, его роман «Война и мир» и история дружбы Пьера Безухова и Андрея Болконского помогли мне понять истинный идеал дружбы. Готовясь к сочинению и перечитывая афоризмы, крылатые выражения, пословицы разных народов мира, я осознала, что дружба - это непреходящая ценность, которая не зависит ни от времени, ни от национальности, ни от вероисповедания. Мне кажется, именно об этом метафорически сказал древний философ Цицерон: «…исключить из жизни дружбу - всё равно лишить мир солнечного света».