Вечер вопросов на тему Физика и техника для школьников:
Вопрос: Почему ламповые и полупроводниковые радиоприемники принимают очень слабые радиосигналы, в то время, как детекторные приемники такие же сигналы принять не могут?
Ответ: Радиоприемники используют не только ту энергию, которая принята на антенну, но и усиливают,принятые сигналы, используя энергию дополнительных источников тока.
Вопрос: Почему внутренние стенки оптических приборов (биноклей, стереотруб и пр.) окрашивают черной матовой краской?
Ответ: Это необходимо для того, чтобы стенки не отражали световые лучи и не давали отблесков.
Вопрос: Все ли объекты увеличивает лупа?
Ответ: Лупа не увеличивает величины углов, так как углы измеряются числом градусов и от длины сторон не зависят.
Подготовка к физическим опытам:
При подборе материала к вечеру важна не занимательная сторона опытов. Главное в том, чтобы возможно проще, нагляднее довести до понимания присутствующих различные физические законы и явления и их разнообразное применение в быту, сельском хозяйстве, технике.
К выступлению с различными «номерами» готовятся 10—15 членов кружка. Тематика вечера объявляется на занятии кружка, и все желающие кружковцы начинают подбирать из различной литературы наиболее интересный, на их взгляд, материал. Затем из собранного материала извлекается самое интересное и полезное. После этого часть коллектива начинает составлять сценарий вечера. Работа состоит в том, чтобы найти несколько наиболее интересных вопросов и связать ими всю «программу» в единое целое.
Установки и приборы следует готовить не в одном экземпляре. Их должно быть 3—4 и более.
Это обеспечит большую активность учащихся на вечере, так как одновременно один и тот же опыт могут пытаться выполнить несколько человек.
Темы выбираются иногда из всех разделов физики, иногда только из двух и даже одного. Когда программа окончательно составлена, все участники начинают готовиться к выступлениям: чертят и рисуют схемы, пишут рефераты, строят приборы, собирают схемы и т. д.
Дней за пять до вечера проводится «генеральная репетиция» (каждый участник должен точно знать, после кого он выступает). Так предварительно «составляется» общее впечатление о вечере.
Ученикам раздаются специально изготовленные пригласительные билеты и вывешивается афиша. В кабинете физики устраивают выставку готовых самодельных приборов, новых стенных газет, докладов и рефератов. Обстановка получается праздничная. Учащиеся не узнают своего кабинета, слишком уж он необычный, все в нем красочно, ярко, занимательно. Все приборы, на которых будут демонстрировать опыты, стоят в лаборатории. Из репродукторов льется музыка...
Размещаются присутствующие по классам. Учащиеся шестых классов садятся все вместе, седьмых — тоже и т. д. Это необходимо, потому что ответы на поставленные вопросы будут сначала давать шестиклассники, затем семиклассники и т. д., что обеспечит активное участие в вечере всей аудитории. Младшие школьники учатся отвечать в присутствии большого количества слушателей, старшие внимательно следят за ответами и дополняют их.
Иногда, чаще всего по курсу «Электричество», учащиеся младших классов, будучи уверены в глубине и прочности, своих знаний, уступают «очередь» отвечать на поставленный вопрос старшеклассникам. Обычно такой маневр задевает старшие классы «за живое». Активность учащихся значительно возрастает. Особенно большой эффект получается, когда после неправильных и неуверенных ответов старшеклассников аудитория выслушивает глубокое, осознанное объяснение, данное, на- пример, восьмиклассником. Покидая по окончании вечера физический кабинет, старшеклассники обещают, что основательно подготовятся к следующему вечеру и срамить себя какой-то «мелочи» не позволят.