Всякое предательство - это душевная смерть.
Юрий Бондарев
Есть ли связь между понятиями «предательство» и «душевная смерть»? С точки зрения русского писателя Юрия Бондарева, вслед за изменой человек непременно теряет друзей, близких, смысл своей жизни. Трудно не согласиться с мнением автора высказывания. Действительно, когда человек изменяет самому себе, окружающим, идеям общества, он лишает себя будущего, превращая жизнь в существование. «Образцом» вероломного предательства и тяжелейшего раскаяния уже 2000 лет является история Иуды, предавшего Учителя за тридцать сребреников. Библейская притча не позволяет сомневаться: «всякое предательство-это душевная смерть».
[advert]Примеры отступничества можно найти в произведениях самых разных жанров: опере Рыбникова «Юнона и Авось», полотне Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой, М.А.Булгаков - ряд писателей, в романах которых встречаются сцены измен, предательства, можно продолжить.
Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» показала пример вероломного предательства. Читая о том, как младший сын Тараса Бульбы Андрий возвращается из бурсы, трогательно и нежно относится к матери и во всём следует примеру отца, трудно угадать в запорожце будущего изменника. Мне кажется, что поступки, которые совершает Андрий, желая спасти от смерти прекрасную панночку, нельзя считать изменой. Действительно, его желания свойственны каждому милосердному человеку. Он прав, когда берёт из лагеря мешок с хлебом, идёт за татаркой по подземному проходу в осаждённый город. Но невозможно понять решения героя перейти на сторону врага, остаться воевать против бывших товарищей, отказаться от семьи, близких людей, Отчизны. Был ли счастлив герой после предательства? Думаю, нет, ведь не случайно казак бросается в самый опасный участок боя, словно понимая, что будущего у него нет. Смертью Андрия Гоголь показывает, что если человек совершает предательство, то теряет надежду на прощение, погибает духовно. Наверное, именно это чувствует Тарас Бульба, когда на просьбу старшего сына захоронить Андрия отвечает отказом.
Убедиться в том, что всякое предательство - это душевная смерть, помог рассказ А.П.Чехова «Ионыч». Мы знакомимся с главным героем в тот момент, когда он был назначен земским врачом. Автор подчёркивает, что в больнице было очень много работы, что Старцев никак не мог выбрать свободного часа, что больше года он провёл в трудах и одиночестве. Из разговора уже не доктора Старцева, а Ионыча с Екатериной Ивановной мы узнаём, что в то время у героя была благородная цель жизни, он любил говорить о своей больнице и считал, что быть земским врачом и помогать «страдальцам», служить народу - это счастье. К сожалению, эти идеалы, убеждения, принципы были преданы Дмитрием Ионычем. Говоря об этом, автор обращает внимание читателя на ряд деталей. Через четыре года Ионыч располнел, перестал уделять внимание пациентам, а единственным его удовольствием стало разглядывание скомканных купюр, которые герой каждый вечер доставал из карманов. Читая рассказ, понимаешь, что Чехов нарисовал образ героя, который, предав собственные взгляды, чувства, стремления, превращает свою жизнь в существование. Последние строчки произведения показывают: перед нами душевно и духовно опустошённый Ионыч.
В своём сочинении я обратилась к героям, жившим в 16,19 веках, но и сегодня предательство означает духовное и душевное уничтожение. Поэтому каждому из нас важно осознавать, к каким последствиям может привести измена самому себе, близким, друзьям, Отечеству.