Выпускное сочинение : Совместимы ли любовь к себе и соблюдение нравственных законов?
Совместимы ли любовь к себе и соблюдение нравственных законов? Безусловно, это спорный вопрос: нравственность и любовь к себе кажутся мне противоположными понятиями. В определенных ситуациях люди встают перед этим сложным выбором.
Писатели также неоднократно поднимали эту тему в своих произведениях. Например, произведение В.Быкова «Сотников» раскрывает нам суть этого вопроса. Сотников – выступает в роли совести и нравственных законов, а Рыбак – в роли любви к себе у человека. В такой специфичной обстановке перед каждым из них встает выбор. Сотников прекрасно понимает, что ни Демчиха, ни Рыбак не виноваты в их аресте. Это он, изначально больной, пошел на задание, потом начал кашлять на чердаке, подвел и оставил детей без матери. Поэтому он принимает правильное решение – спасти женщину и товарища – взять вину на себя, с помощью лжи заставить поверить полицаев, что Рыбак, Петр и Демчиха не виноваты. Тем более, что Сотников не боится смерти, он и так болен, а нога прострелена. Нам, читателям, его решение, конечно, кажется благородным и самым
правильным.
А что же делает изворотливый Рыбак? Он использует одно правило: умелые лжецы всегда говорят правду. И рассказывает, где партизаны и сколько их. Сотников не понимает такой тактики товарища, и мы, читатели, осуждаем Рыбака. И вот наступает переломный момент – Рыбаку предлагают перейти на сторону врага, стать полицаем. Ему дорога его жизнь, поэтому перед самой смертью он принимает приглашение Портнова. Теперь он, нарушив нравственный закон, стал врагом своей страны. Разочарование в Рыбаке Сотников высказывает всего одной фразой «Пошел к черту!» Перед повешением Сотников не прощает товарища и думает, что эта петля для двоих, и со своей смертью он забирает душу Рыбака, его доброе начало. Теперь он, некогда осуждавший и чуть не убивший Петра, сам стал таким же предателем, поэтому он решает себя убить в уборной, но попытка повеситься не увенчалась успехом. Рыбак приходит к компромиссу со своей совестью, что приводит к гибели его, как человека. Он хотел спасти жизнь из-за чрезмерной любви к себе, и он спас ее, но ценой его жизни стала потеря нравственных ценностей, души, своего «Я».
Какой же вывод можно сделать? Конечно же, эгоизм и нравственные законы не совместимые вещи. Мы просто должны выбирать между ними, всегда склоняясь к нравственности. Иначе нас ждет духовная гибель, как Рыбака. Мы должны понимать, что душу нам не вернуть.