Эссе по высказыванию:
«Законы обязаны своей силой нравам»
(К. Гельвеций)
Почему законы обязаны своей стой нравам? В какой степени право сочетается с моралью, нравственными ценностями? Попытаюсь ответить на эти вопросы, опираясь на высказывание К. Гельвеция. На мой взгляд, автор рассматривает проблему взаимосвязи права и нравственности.
Прежде чем высказать свое отношение к высказыванию, попытаюсь понять, что возникло раньше – нравы или законы.
Ведь в древности законов не существовало, люди поступали по обычаю. Постепенно в сознании человека появились два элемента, на котором строится мораль, – совесть и долг. И долг, и совесть – важные нравственные категории, определяющие поведение и действия людей с точки зрения добра и зла. Поэтому мораль – это особый тип регуляции поведения людей на основе всеобщих нравственных категорий (добро, зло, справедливость, совесть, честь и др.). Мораль предлагает каждому индивиду образцы должного, разумного, общечеловеческого, а принципы морали формируют нравственные ценности общества. Отсюда нравственный долг – это выбор между «я хочу» и «я должен», который определяет уровень самосознания личности и нравственную зрелость, моральное сознание без нравственного поступка ничего не стоит. Нравственный долг – это семейный, гражданский, профессиональный долг.
Именно поэтому нравственность делает человека человеком, в результате чего он чувствует ответственность за свое поведение перед самим собой, другими людьми, наконец, перед обществом. Другой мыслитель – И. Кант – как бы продолжает мысль К. Гельвеция: «Две вещи наполняют душу... звездное небо и моральный закон во мне». И хотя закон появляется намного позже, при образовании государства, я считаю, что в основе закона так же, как и в основе морали (представлений людей), лежат нравственные категории долга и безответственности, достоинства и низости. Например, семейное законодательство предусматривает все виды ответственности супругов, родителей, детей по отношению друг к другу, а ведь эти нормы закладывались еще в далекой древности в форме обычаев, традиций, нравов.
Справедливость высказывания Гельвеция можно подтвердить и мыслями Платона, который назвал закон решением, «отличающим справедливое от несправедливого». Платон признавал, что закону, как и морали, свойственно стремление нас в чем-то убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами.
Именно положительная воспитательная, развивающая роль закона позволяет нам сделать вывод о взаимосвязи права и нравственности, невозможности построения благополучного общества при отсутствии силы закона, в основе которого – сила нравов, морали. Вот почему я считаю, что Гельвеций абсолютно прав, утверждая, что «законы обязаны своей силой нравам».