Аргументы к отдельным темам по всем направлениям итогового сочинения 2020 года.
Аргумент по теме «Как произведения искусства становятся бессмертными?»
(Направление «Забвению не подлежит»)
Пример бессмертия искусства мы находим в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Главный герой произведения – Мастер, несколько лет жизни посвятил созданию нетленного произведения, но ему чуть было не помешали критики из МАССОЛИТА. В дело вмешался даже сам дьявол, а именно Воланд со свитой, что, по мысли Булгакова, говорит нам о связи искусства с высшими силами – и светлыми, и темными. Подтверждением значимости и будущей вечной жизни романа Мастера стали слова того же Воланда: «Рукописи не горят».
Аргумент по теме «Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?
(Направление «Я и другие»)
В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» причиной конфликта между большевиком Михаилом Кошевым и семьей Мелеховых становятся политические взгляды. Простой казак, Мишка с начала войны проникается идеями РСДРП, ожесточается и встает на сторону советской власти, им овладевает классовая ненависть. Мелеховы, напротив, как и большинство представителей казачества либо остаются верны царю, а затем белому движению, либо нейтральны. В итоге разногласия выливаются в настоящую трагедию. Михаил женится на Дуняше и в доме Мелеховых не отказывается от своих убеждений: он собственноручно расстреливает пленного Петра, деда Гришаку Коршунова, не щадит никого. На примере данного конфликта автор показал трагедию разрыва традиционных семейных отношений на фоне революционных событий и распространения новых ценностей.
Аргумент по теме «Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?»
(Направление «Время перемен»)
В антиутопическом романе «Мы» инженер и писатель Евгений Замятин знакомит читателя с мрачной картиной фантастического будущего, где вся жизнь людей подчинена поклонению всему техническому. Человек в этом новом тоталитарном обществе оказывается всего лишь «винтиком» давлеющих машин, он теряет свою человеческую сущность и душу, а также волю. Жизнь подчинена неким законам Скрижали, люди лишаются имен и становятся «нумерами», утеряна формула хлеба, люди питаются «нефтяной пищей» и быстро умирают…Постепенно уходят из жизни высокие материи – искусство и культура, «нумерам» незачем думать и говорить о прекрасном. Таким образом, в этой книге ясно показано, что технический прогресс не всегда приносит человечеству пользу.
Аргумент по теме «Что такое совесть?»
(Направление «Разговор с собой»)
Родион Раскольников – главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» переживал муки совести после убийства старухи-процентщицы. Одержимый своей порочной теорией, он не думал об этической стороне вопроса, когда шел на преступление. После этого его охватывает мучительный душевный кризис, в концеконцов Раскольников раскаивается не только юридически, но и нравственно. Путь к признанию герой прошел очень быстро – всего за месяц, но истинное раскаяние он испытает только уже на каторге, когда возьмет в руки Евангелие. Огромную роль в судьбе героя сыграла Сонечка Мармеладова. Эта девушка, несмотря на «желтый билет», полностью сохранила чистоту души, ее идеология связана только с верой в Бога. На примере этих двух героев писатель показал нам, что совесть может стать дорогой к истинному счастью в христианском понимании.
Аргумент по теме «Какие черты характера присущи современному человеку?»
(Направление «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»)
В романе ирландской писательницы Салли Руни «Нормальные люди» мы наблюдаем нравственное становление двух молодых и современных людей – Марианны и Коннелла. Они меняют социальный статус со школьников на студентов колледжа, меняются ролями в своих искусственных социальных группах, внешне становятся взрослыми и независимыми, но с большим трудом растут внутренне, так как не могут понять себя, свои чувства и не слышат друг друга. В финале, когда им, наконец, удается найти точки соприкосновения, им приходится расстаться. Однако вряд ли эту ситуацию можно назвать драматической. По мысли автора, эти герои нужны были друг другу именно для совместной внутренней работы. Таким образом, она наглядно показывает нам, что как и люди предыдущих эпох, современная молодежь склонна к рефлексии, нелюбви к себе и неуверенности к себе.
источник: vk.com