Сочинение по тексту:
Другое сочинение по данному тексту здесь
Ю.П. Азаров, педагог и публицист, поднимает проблему семейного воспитания, которая является актуальной для любого думающего человека, поскольку истоки нашей личности, отношение к миру и себе, близким людям кроются в семейном укладе жизни и подходе родителей к подготовке детей к будущей жизни.
Внимание автора привлекают разные аспекты проблемы: от «приуготовления» детей к исполнению роли отца и матери в будущем до требований к мужчине и женщине и взаимного влияния супругов в браке. Автор доказывает, что отношение человека к семейным обязанностям закладывается в раннем детстве, а ролевые игры — это «первая детская школа семейной педагогики». По мнению Ю.П. Азарова, у девочек семейные начала формируются раньше, чем у мальчиков, а в юности девушки, благодаря воспитанию, приобретают «нравственную радикальность», выражающуюся в готовности пожертвовать своими интересами ради близких. В труде, по мнению автора, крепнет личность будущего семьянина, и задача родителей — подготовить ребёнка к такому труду.
Цитируя великого педагога В.А. Сухомлинского, Ю.П. Азаров указывает юношам и девушкам те нравственные ориентиры, которым надлежит следовать, чтобы быть готовым к семейной жизни, отцовству и материнству.
Нет сомнения в справедливости идей автора относительно того, что подготовка к будущей семейной жизни начинается в детстве. Именно от усилий родителей, направленных на воспитание у детей черт характера, способствующих исполнению семейных ролей в будущем, от поддерживания традиций в семье, от того образца отношений, который они показывают детям, от предъявляемых к младшим требований и приобщению их к труду зависит приобщение подрастающих членов семьи к их будущим ролям отца и матери.
Примеров как положительного, так и отрицательного влияния семьи на формирование личности ребёнка и подготовки его к самостоятельной семейной жизни немало как в истории, так и в художественной литературе. Стоит только вспомнить, как пагубно сказалось семейное воспитание на Илюшеньке Обломове, героя одноименного романа И.А. Гончарова, которого оберегали от всяческих невзгод и неудобств, ограничивали от сложностей и вырастили несамостоятельным и апатичным. Ему не удалось создать семью с удивительной, доброй, образованной девушкой, Ольгой Ильинской, так как Обломов просто побоялся ответственности и бежал от этих отношений.
Примером же положительным можно считать воспитание детей в семье Ростовых. На страницах романа «Война и мир» Л.Н. Толстой рисует нам особый мир этой семьи, где все заботятся друг о друге, понимают и поддерживают близких, уважают окружающих. С детства родители одобряли внимательное отношение Наташи к людям, доброту и непосредственность. Не случайно героиня находит счастье именно в браке с Пьером, в материнстве. её воспитание способствовало тому, что в ней развилась женственность, о которой и пишет в тексте Ю.П. Азаров, то есть «сочетание нежности и строгости, ласки и несгибаемости».
Таким образом, в раннем детстве закладываются основы личности будущего отца и матери, и об этом необходимо помнить всем тем, кто сейчас имеет или собирается иметь детей.
Текст Ю.Л. Азарова:
(1)Игры в «Дочки-матери», «Наш дом», «Наши родители» и так далее — это первая детская школа семейной педагогики. (2)Подрастая, дети участвуют в выполнении родительских функций: это и домашний труд, и забота о младших, и любая помощь родителям, и непременно... заработанные детьми деньги. (3)С какого возраста дети должны включаться в добывание средств, решит каждый родитель по-своему. (4)Важно, чтобы в труде росла и крепла личность будущего отца и будущей матери новой семьи. (5)Дети природой и культурой как бы приуготовлены к семейной жизни. (6)Эта приуготовленность, возможно, самое лучшее, что есть в наших детях. (7)С особенной силой формируются семейные начала и привязанности у девочек. (8)Эти начала и привязанности приводят уже в девичестве к нравственному максимализму, к той человеческой нежности, которая особым образом соединяется в женщине с нравственным императивом, с постоянной готовностью положить на карту всё. (9)До конца следовать избранному пути. (10)Жить и надеяться, даже тогда, когда нет, казалось бы, надежды.
(11)Кто знает, может быть, от воспитания, может быть, от педагогической моей деятельности, а может быть, и от девятнадцатого века русской литературы, — только всегда, особенно в школьной практике, я был свидетелем той девичьей нравственной радикальности, которая жила в моих ученицах, — и эта радикальность была связана с готовностью пожертвовать собой, и эта радикальность всегда была чуточку затаена, чуточку спрятана, она редко произносилась вслух. (12)Вспоминаю невольно слова Достоевского из дневника: «Женщины ещё послужат нашему отечеству в трудную минуту!!!» — это после встречи с декабристами в Тобольске. (13)А женщины у Толстого и Тургенева? (14)Веками формировалось в народе светлое, матерински любящее беззаветное женское чувство. (15)И яркость этого чувства запечатлена в максимах, изложенных В.А. Сухомлинским:
(16)«Девушка! Будь мудрой и требовательной в любви. (17)Любовь — горячее чувство, но властвовать над сердцем должен ум. (18)Для девушки это особенно важно. (19)Ты — будущая мать. (20)Природой и обществом на тебя возложена особая ответственность. (21)Ты женщина, а настоящая женственность — это сочетание нежности и строгости, ласки и несгибаемости. (22)Твоя мудрость, сдержанность, требовательность — могучие воспитатели юношества. (23)Мудрость женщины воспитывает честность мужчины. (24)Любовь и легкомыслие несовместимы».
(25)И требования к будущему мужу и отцу:
(26)«Будущий муж и отец, знайте, что важнейшей школой воспитания вашей духовной культуры в браке является ваше отношение к женщине — жене, матери своих детей, своей матери.
(27)Отношение к женщине — тончайшая мера побуждения совести. (28)Умей любить мать своих детей, умей дорожить её здоровьем, красотой, честью. (29)Умей защищать и оберегать её от болезни, изнурения, несправедливости. (30)Честь твоей жены и матери твоих детей — это честь твоего рода.
(31)Хам в отношении к женщине — хам во всех отношениях. (32)Уважать женщину — значит уважать жизнь». (33)И требования к супружеской жизни:
(34)«В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание. (35)Одна из граней счастья в браке в том и заключается, что муж и жена становятся духовно богаче, духовное совершенствование доставляет большую радость и обеспечивает полноту
жизни». (36)Крайне важно, что в семейной педагогике проблема любви решается в неразрывной связи с культурой общения и эмоционально-эстетическим развитием личности.
(По Ю.Л. Азарову)