Тестовые задания на экзамен (исправленные)
1. Древнеиндийский литературный памятник:
А). Книга истории
Б). Веды
В). Махабхарата
Г). Книга обрядов
Д). Рамаяна
2. Какая из частей Вед наиболее древняя?
А). Яджурведа
Б). Ригведа
В). Атхарваведа
Г). Упанишады
Д). Самаведа
3. В древнеиндийской философии закон нравственного воздаяния:
А. нирвана
Б. познание
В. карма
Г. атман
Д. вера
4. Что такое «брахман» в древнеиндийской философии?
А). высшая объективная Реальность, безличное Абсолютное начало Бытия
Б). высшее субъективное духовное начало Бытия, высшее духовное начало человека
В). круговорот жизни, или сансара
Г). закон нравственного воздаяния, или карма
Д) путь богов для индивидуального спасения души
5. В древнеиндийской философии концепция, означающая «колесо перерождений»:
A. сансара
Б. мокша
В. санхья
Г. рита
Д. ньяя
6. Каким понятием в древнеиндийской философии определялось освобождение от сансары и земной кармы?
А. нирвана
Б. жэнь
В. дао
Г. брахман
Д. мокша
7. Четыре благородные истины являются центральным понятием какого учения?
А). Джайнизма
Б). Брахманизма
В). Буддизма
Г). Индуизма
Д). Веданты
8. Сиддхартха Гаутама основатель, какого религиозно-философского учения?
А. Даосизма
Б. Кинизма
В Буддизма
Г. Конфуцианства
В. Джайнизма
9. В каком произведении впервые был систематизирован буддизм?
А). «Махабхарата»
Б). «Рамаяна»
В). «Веды»
Г). «Трипитака» («Три корзины учений»)
Д). «Благавад-Гита»
10. Какова цель познания с точки зрения буддизма?
А). Пробуждение к высшим духовным ценностям
Б). Освобождение от страданий
В). Доказательство существования бога
Г). Исследование законов природы
Д). Поиск первопричины
11. Какой термин в философии буддизма означает конечную цель всех человеческих усилий, освобождение от страданий?
А). Нирвана
Б). Познание
В). Красота
Г). Атман
Д). Вера
12. Какое понятие в индийской философии означает вхождение в состояние созерцания?
А. медитация
Б. познание
В. карма
Г. сансара
Д. вера
13. Укажите два главных направления в буддизме:
А. сансара и карма
Б. инь и янь
В. хинаяна и махаяна
Г. монизм и дуализм
Д. «дао» и «ли»
14. Отличие буддизма от других мировых религий состоит в том, что
А. буддизм-это экзистенциальная философия
Б. философия буддизма в своей основе предполагает дуализм
В. количество последователей буддизма значительно превышает представителей других
Религий
Г. в буддизме отсутствует идея бога - творца и понятие бессмертия души
Д. буддизм отражает материалистическую тенденцию развития философской мысли
15. Основоположником джайнизма является:
А. Сидхартха Гаутама
Б. Мо-цзы
В. Джаймини
Г. Джина Махавира
Д. Шан Ян
16. Учение, какой философской школы Древней Индии считался материалистическим?
А. Индуизм
Б. Джайнизм
В. Буддизм
Г. Чарвака - Локаята
Д. Веданта
17. В древнем Китае высшей силой, управляющий всеми процессами на земле, считали:
А). природу
Б). небо
В). солнце
Г). космос
Д). разум
18. «Естественный путь» вещей в древнекитайской философии:
А). инь
Б). янь
В). жэнь
Г). сяо
Д). дао
19. Кто был основателем даосизма?
А. Конфуций
Б. Лао-Цзы
В. Мэн-Цзы
Г. Гуан Чжу
Д. Ян Чжу
20. Чем является «дао» в даосизме: «Путь, который проходят все вещи»,есть?
А. Воля Творца
Б. Принцип, закономерность
В. Человеческое знание
Г. Названия предметов природы
Д. «Церемония, ритуал»
21. Определите философскую традицию, к которой относится принцип «у-вэй» (не-деяние.?
А. Буддизм
Б. Джайнизм
В. Конфуцианство
Г. Даосизм
Д. Христианство
22. Учение, какого философа заложило с древности идеологический фундамент китайского общества:
А. Лао-цзы
Б. Мо-цзы
В. Кун Фу-цзы
Г. Мао-цзе-Дун
Д. Хан Фэй цзы
23. Кто из древних китайских мыслителей является автором книги «Лунь Юй» («Беседы и суждения»)?
А. Сюнь Дзы
Б. Мэн Цзы
В. Лао Цзы
Г. Конфуций
Д. Ван Чун
24. Какие вопросы находились в центре внимания конфуцианства?
А. развитие мира
Б. вопросы диалектики
В. проблемы воспитания, образования, социальной стабильности
Г. проблемы бытия и становления
Д. гносеология
25. Центральный принцип добродетели философии Конфуция:
A. путь «золотой середины»
Б. путь приобщения к божественным сущностям
В. избавление от страдания
Г. удовлетворение потребностей
Д. эгоизм
26. Укажите категории учения Конфуция:
А. порядок, добродетель, бытие
Б. порядок, добродетель, человечность
В. диалектика, мера, истина
Г. разум, мужество, истина
Д. номинализм, реализм, схоластика
27. Основное понятие этики Конфуция:
А. «Инь» и» янь» – мужское и женское начало
Б. «Тянь» – небо
В. «Чень» – истина
Г. «Жэнь» - человеколюбие, гуманизм
Д. «Дао»- путь
28. Фундаментальной основой социальной организации древнего Китая было понятие "ли", который означал:
А. культ предков
Б. правило, церемониал
В. путь духов предков
Г. почитание родителей
Д. почитание старшего брата
29. Что означает «сяо» в конфуцианстве?
А. верность долгу
Б. стремление к образованности
В. человечность
Г. сыновнюю почтительность
Д. любовь к миру
30. «Жэнь» - человеколюбие, «шу» - взаимность, «чжун юн»-золотая середина, - составляют основу учения:
А. даосизма
Б. легизма
В. моизма
Г. конфуцианства
Д. натурфилософии
31. Китайский философ, выходец из школы «служилых людей»:
А. Лао-цзы
Б. Чжуан-цзы
В. Сюнь-цзы
Г. Мэн-цзы
Д. Конфуций
32. Как назывались школа законников «Фацзя» в Китае?
А. ваны
Б. даосы
В. легисты
Г. натурфилософы
Д. номиналисты
33. Oсновным понятием легизма является:
А. фа (закон).
Б. ци (энергии).
В. ли (ритуал.)
Г. дао (путь.)
Д. жэнь (человеколюбие)
34. Космоцентризм, наивный материализм, стихийная диалектика мышления – основные черты философии:
А. эпохи возрождения
Б. средневековья
В. античности
Г. нового времени
Д. эпохи просвещения
35. Какой тип философствования сложился в Античной Греции?
А. экзистенциональный
Б. деятельный
В. прагматический
Г. религиозно-мистический
Д. созерцательный
36. Идея космоса и логоса, неизмеримого превосходства природы над человеком, есть идея:
А. эпохи Возрождения
Б. новейшего времени
В. христианская
Г. нового времени
Д. античная
37. Укажите античную трактовку диалектики:
А. искусство спора, диалога, вид прения
Б. теория движения
В. теория развития
Г. учение о бытии
Д. учение о человеке и обществе
38. Понятие, впервые введенное Пифагором, для обозначения единства мира в противоположность хаосу:
А. космос
Б. логос
В. атом
Г. воздух
Д. вода
39. Впервые термин «философия» употребил:
А. Фалес
Б. Гераклит
В. Пифагор
Г. Платон
Д. Аристотель
40. Пифагор утверждал:
А. «Числу все вещи подобны»
Б. «Война – отец всех»
В. «Понимание у людей – околосердечная кровь»
Г. «Я знаю, что ничего не знаю»
Д. «Все течет, все изменяется»
41. Какую проблему впервые в Древней Греции сформулировали философы Милетской школы вне рамок религиозно-мифологического мировоззрения?
А). проблема движения
Б). проблема человека
В). проблема первоосновы мира «Архэ»
Г). проблема универсалий
Д). проблема государства и общества
42. Кто считал первоосновой мира огонь?
А. Анаксимен
Б. Фалес
В. Гераклит
Г. Анаксимандр
Д. Зенон
43. Кто является авторам афоризма «Все течет, все изменяется»?
А. Фалес
Б. Зенон
В. Анаксимен
Г. Анаксимандр
Д. Гераклит
44. Какое из этих высказываний принадлежит Гераклиту?
А. «Чего не желаешь себе, того не делай другим»
Б. «Помогай другим постичь то, чего бы ты сам хотел»
В. «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды»
Г. «Заводи друзей не спеша, а заведешь – не бросай»
Д. «Не богатей дурными средствами»
45. Какой древнегреческой школе принадлежит первая постановка проблемы бытия в истории философии?
А. милетской
Б. афинской
В. атомистической
Г. пифагорейской
Д. элейской
46. Кто из древнегреческих философов является основателем элейской школы?
А. Гераклит
Б. Демокрит
В. Парменид
Г. Сократ
Д. Эпикур
47. Афоризм «Бытие есть, а небытия нет» принадлежит:
А. Сократу
Б. Гегелю
В. Платону
Г. Пармениду
Д. Пифагору
48. Кто ввел в философию понятие «Нус» (Ум.)?
А. Пифагор
Б. Гераклит
В. Парменид
Г. Анаксагор
Д. Платон
49. Основатели атомистики:
А. Фалес, Анаксимен, Анаксимандр
Б. Парменид, Зенон, Мелисс
В. Левкипп, Демокрит
Г. Протагор, Горгий
Д. Сократ, Платон, Аристотель
50. Что лежит в основе бытия по мнению Демокрита?
А. вода
Б. апейрон
В. воздух
Г. атомы
Д. огонь