Арагонская хота Глинки.
Арагонская хота возникла в самом начале испанского путешествия и связана с первыми, наиболее яркими и непосредственными впечатлениями композитора. Глинка предполагал, что произведение прозвучит в мадридском театре, где издавна существовала традиция исполнения симфонических пьес перед началом спектакля или в антрактах. Однако данное намерение не осуществилось. Премьера произведения состоялась лишь по прошествии пяти лет, 15 марта 1850 года в Петербурге под управлением Альбрехта.
Арагонская хота представляет собой крупную одночастную композицию, которая состоит из интродукции и основного раздела в сонатной форме, сочетающей характерные для стиля Глинки вариационные и вариантные способы развития с классическими приёмами мотивной разработки. Изумительная органичность этой сонатной формы, которая не только не препятствует, но, напротив, способствует яркому и непосредственному проявлению самого духа испанской жизни, огненного, динамичного и пылкого темперамента, стихийного размаха, моментами приобретающего героико-драматическую окраску.
В образном строе увертюры и её композиционном устройстве велика роль интродукции, которая вводит в мир возвышенный и величавый, связанный с героическим прошлым Испании, легендарными рыцарскими образами, древними замками и суровым горным ландшафтом.
Первая тема представляет собой простой гармонический восьмитакт. Воздушная лёгкость и грациозность движения связаны с оркестровым колоритом.
Вторая тема хоты отличается от первой более напевным, кантабильным характером. Звучание низких тембров создаёт контраст.
В процессе варьирования темы предстают более крупным планом вплоть до кульминации на сокращённой до восьмитакта первой теме. Связующая партия представляет собой новую пластичную вариацию первой темы с форшлагами и фигурациями. Возникает дуэт, кантабильной теме первых скрипок с мотивом восходящей сексты отвечает лирическая тема тромбонов из экспозиции.
Разработка более рельефно обозначила свободные регистрово-пространственные перемещения материала. Реприза открывается динамизированным проведением первой темы. В начале коды устанавливается родство основного тематического материала увертюры. Примечательны яркие и смелые штрихи, трезвучия образуют зеркальное отражение соответствующих гармоний интродукции.