Сочинение ЕГЭ:
Р. Савинов известен российскому читателю как писатель, поднимающий важные для каждого проблемы. Его художественные и публицистические произведения заставляют обратить внимание на многие нравственные аспекты жизни общества. Что человек может противопоставить глухой, холодной вечности? На этот вопрос отвечает автор предложенного мне текста, поднимая проблему исторической памяти.
Чтобы привлечь внимание читателя к поставленному вопросу, Р.С.Савинов обращается к воспоминаниям своего героя. Подросток, окончивший девятый класс, оказавшись на берегу «тощей речушки Сисявы», становится свидетелем встречи маленького старичка с родными местами. Герой видит, как, «шатаясь на слабых ногах, старик тяжело садится на траву и с жадной пронзительностью смотрит кругом», как «из глаз его часто-часто текут слёзы». Для того чтобы показать, к чему приводит забвение, как велика сила времени, автор противопоставляет картины прошлого и настоящего. И если плачущий герой видит яблони, которые «здесь когда-то росли», вспоминает, «как бегали шумные дети, женщины сушили бельё», то подростки не замечают «никакого знака былой жизни», перед их глазами только «ковыль, который скорбно качает стеблями, умирающая речушка». Особое внимание автор уделяет состоянию главного героя: подростку от понимания того, что люди не помнят своего прошлого, становится страшно, словно перед ним «рухнула земля, и он оказался на краю бездонной пропасти». Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой равнодушной вечности? Вопрос, который автор задаёт в тексте, не кажется мне случайным. Это обращение Р.С.Савинова к читателю с просьбой задуматься о том, как мы можем сохранить память о предках.
Позиция автора не вызывает сомнений: он справедливо считает, что человек должен помнить о прошлом, противопоставлять холодной вечности чуткую человеческую память. В финальной части текста автор призывает каждого донести будущим поколениям, «как тлеющий уголёк», воспоминание о прошлом.
Тот вывод, к которому приходит автор в ходе своего повествования, близок и понятен мне. Я считаю, что забвение обычаев, традиций предков, приводит к страшным последствиям. Именно поэтому важно хранить приметы прошлого.
Чтобы обосновать свою точку зрения, мне хотелось бы обратиться к роману Ч.Айтматова «Буранный полустанок». В центре нашего внимания пленник жуаньжуанов, превращённый в манкурта. Вместе с матерью главного героя Найман-Аной мы возмущаемся самому страшному из всех злодеяний - лишению человека памяти. Читая роман, понимаешь, что вместе с памятью манкурт лишился семьи, традиций и обычаев своего племени, оказался оторванным от исторических корней. Невозможно без горечи читать о тех последствиях, к которым приводит отказ от прошлого: на наших глазах человек превращается в бессловесного, покорного раба, не испытывающего никаких чувств, кроме физической боли. Результат разрыва связи поколений -лишение нравственности, духовности.
Убедиться в том, что историческую память нужно сохранять, помогает произведение Б.Васильева «Летят мои кони…» Я хорошо помню героя-рассказчика, который во время одной из школьных экскурсий оказался перед самым древним жителем города Смоленска - вековым дубом. Читая о том, как первоклассник прикоснулся к коре дерева, почувствовал тепло истории, мы понимаем, что связь с прошлым сделала его безмерно богатым. Искренняя благодарность первой учительнице, которая приобщила его к прошлому, передаётся и нам вместе с пониманием того, как важно сохранять память о прошлом.
Текст Р.С.Савинова обращён к каждому из нас. Поставив себя на место главного героя, начинаешь пересматривать отношение к прошлому.
Текст Р. С. Савинова: неполный
(1)В детстве я зачитывался книжками про индейцев и страстно мечтал жить где-нибудь в прериях, охотиться на бизонов, ночевать в шалаше… (2)Летом, когда я окончил девятый класс, моя мечта неожиданно сбылась: дядя предложил мне охранять пасеку на берегу тощей, но рыбной речушки Сисявы. (3)В качестве помощника он навязал своего десятилетнего сына Мишку, парня степенного, хозяйственного, но прожорливого, как галчонок...