Сочинение ЕГЭ:
Что есть память в общечеловеческом понимании? Над этим вопросом размышляет Дмитрий Сергеевич Лихачев в своем эссе. Поднимая проблему памяти, он возводит ее в ранг проблем нравственно-этических.
Именно память является хранителем мудрости и опыта. Она вмещает все культурные достижения цивилизаций, и в этом смысле, по словам автора эссе, «преодолевает время». Память становится нравственным мерилом человеческих поступков. Не случайно Дмитрий Сергеевич связывает память с этической категорией совести: «Без памяти нет совести». Сохранение памяти, семейной, народной, культурной, представляется филологу нравственным долгом.
Нельзя не согласиться с мнением автора, ибо только бережное отношение к своему историческому прошлому, к своим корням позволяет человеку быть человечным, с почтением относиться к великим достижениям своих предков. Не случайно проблему исторической памяти поднимали отечественные писатели. Набатом звучит голос Валентина Распутина в повести «Прощание с Матерой». Перед читателем разыгрывается трагедия утраты малой Родины: остров с деревней приговорен к затоплению ради постройки новой ГЭС. С утратой родной земли жители Матеры лишаются смысла существования. А как пронзительно звучат слова Сергея Есенина «Я последний певец деревни» в одноименном стихотворении, где поэт тоскует по живым ладоням, собирающим колосья, ибо на смену им приходит «железный гость», бездушный, бесчеловечный. Утрата малой Родины для поэта – символ грядущей кончины. Таким образом, в творчестве русских классиков память представляется явлением и личным, и историческим; она есть критерий человечности и нравственности.
Хранить память необходимо, чтобы сохранять преемственность поколений, выполняя тем самым нравственный долг перед предками и потомками.
Текст Д. С. Лихачева:
(1) Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого...
(2) Лист бумаги. (3) Сожмите его и расправьте. (4) На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»...
(5) Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т.д.
(6) А что говорить о «генетической памяти» – памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим.
(7) При этом память вовсе не механична. (8) Это важнейший творческий процесс. (9) Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты...
(10) Память противостоит уничтожающей силе времени.
(11) Это свойство памяти чрезвычайно важно.
(12) Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. (13) Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим.
(14) Память – преодоление времени, преодоление смерти.
(15) В этом величайшее нравственное значение памяти. (16) «Беспамятный» – это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.
(17) Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. (18) Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. (19) Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к труду, их заботам и поэтому думает, что и о нем все будет позабыто.
(20) Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. (21) Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. (22) Без памяти нет совести.
(23) Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной.
(По Д.С. Лихачеву)