Сочинение по тексту:
Как часто мы употребляем выражение «интеллигентный человек», не очень задумываясь над его истинным значением. Нередко мы путаем понятия «интеллигентность» и «образованность», а ведь это далеко не одно и то же.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв, будучи по-настоящему интеллигентным человеком, помогает нам понять различия между истинной и ложной интеллигентностью. Проблема мнимой и подлинной культуры, нравственности и интеллигентности особенно актуальна сегодня. Ведь как часто за маской внешней добропорядочности кроется душевная чёрствость и пустота. По словам Лихачёва, «интеллигентность не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого». Автор считает, что интеллигентность можно и нужно развивать и тренировать. Интересна и мысль о том, что душевное состояние человека отражается на его физическом здоровье. Русская интеллигенция на протяжении веков создавала духовные богатства, наполняла жизнь нравственным смыслом, несмотря на гонения и унижения. Это мы видим на примере литературных героев, таких как булгаковский профессор Преображенский, жизнь посвятивший служению науке и понимающий, что к власти пришли хамы, которым не нужны ни наука, ни культура. Злоба и зависть руководят поступками этих шариковых. Они не способны строить, они только разрушают.
Интересен образ старого провинциального интеллигента из повести писателя Владимира Железникова «Чучело» Николая Николаевича Бессольцева, собирателя картин. Его главные качества — доброта и бескорыстие, и внучку Лену он учит этому, хотя люди к ним жестоки и несправедливы. Но другими они не станут, так как им присуща внутренняя интеллигентность.
Заключительные слова статьи Лихачёва обращены к каждому из нас: «Социальный долг человека — быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой». К ним стоит прислушаться.
Текст Дмитрия Сергеевича Лихачёва:
(1)Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
(2)А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.
(3)Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти. (4)Пусть он забыл всё на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутьё, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству — вот это и будет интеллигентный человек...
(5)Интеллигентность не только в знаниях, но и в способностях к пониманию другого.
(6)Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!).
(7)Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. (8)Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.
(9)Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
(10)Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать, — тренировать душевные силы, как тренируют и физические. (11)А тренировка возможна и необходима в любых условиях.
(12)Что тренировка физических сил способствует долголетию — это понятно. (13)Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.
(14)Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других : — это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить... (15)Толкается в переполненном автобусе — слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на всё реагирующий. (16)Ссорится с соседями — тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. (17)Эстетически невосприимчивый — тоже человек несчастный. (18)Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. (19)Душевная слабость ведёт к физической слабости. (20)Я не врач, но я в этом убеждён. (21)Долголетний опыт меня в этом убедил.
(22)Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. (23)Да, именно красивым.
(24)Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества — не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.
(25)Социальный долг человека — быть интеллигентным. (26)Это долг и перед самим собой. (27)Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращённой к нему).
(По Д.С. Лихачёву)