Сочинение по тексту:
Благодарность. Интересное слово, не так ли? И значение этого слова интересно: "Дарю благо". Однако сейчас люди все чаще и чаще забывают о его прежнем значении. Как-то все очерствели и покрылись серым эгоизмом. Сейчас, особенно сейчас, каждый думает лишь о собственной выгоде, наивно полагая, что его проблемы особенно важно для окружающих. Но, даже если этому человеку окажут помощь, он сочтет это должным, и ни о какой благодарности речи и быть не может. Вот так мы и живем. Но есть еще большее "зло"- это привыкание. То есть, если человеку в первый раз оказали помощь, сказали доброе слово, то он начинает думать, что так всё и должно быть. Но это неверный путь.
В тексте В.Г.Короленко мы можем наблюдать привыкание к доброте и причину этого привыкания. Молодой учитель, химик по призванию, не хотел плохо относиться к ученикам. Напротив, его помыслы благородны. Он хотел воздействовать на них добротой и ожидал взаимности. Только вышло все совсем иначе. Дети почувствовали некую свободу, которую не чувствовали с другими учителями, а вследствие этого и некоторую власть над робким учителем. И это разве благодарность? Никак нет! Это далеко не благодарность, больше того - это самое настоящее невежество со стороны детей.
Как-то раз между учеником и учителем возникла конфликтная ситуация, в ходе которой один мальчик из класса оскорбил учителя. Преподаватель очень обиделся на это, но старался не подавать виду , хоть это у него и плохо выходило. Через несколько дней он снова проводил урок в этом классе, еще больше робея, все время глядя в пол. И снова этот мальчик обратился к учителю. Но на этот раз он извинился перед учителем. Молодой человек весь "просветлел", хоть краска еще и заливала все лицо. Но при этом учитель сказал: " Я говорил уже, господа, что баранами никого не называл". Вот она доброта учителя. С одной стороны её можно расценивать даже как благодарность за извинения мальчика.
Этим текстом автор показывает нам , что такое благодарность и , в противовес этому, неблагодарность. И, конечно, благодарность "выглядит" намного лучше. Ведь каждому из нас будет приятно быть отблагодаренным за наш поступок.
Я согласен с позицией автора. Ведь на все наши деяния мы все ожидаем благодарность, и очень опечалены, если ее нет. Так в романе Джека Лондона "Мартин Иден" прослеживается грубая несправедливость по отношению к главному герою на тот момент, когда он пытался писать книги. Он пытался выжить, но все отворачивались от него. Было всего несколько человек, которые отнеслись с понимание к нему, не отвернулись, и помогали ему. За это, разбогатев, Мартин отплатил каждому благодарностью, исполнив при этом их желанные мечты. Вот именно эта форма благодарности самая лучшая для человека- с добрым сердцем отплатить достойной "монетой" за то, что ему когда-то помогли.
В завершение хотелось бы вспомнить мысль одного китайского мудреца: "Мы сами порождаем своих демонов". Это значит, чтобы мы не сделали, какие бы мы поступки не совершали, всегда будет "ответная реакция", которая обязательно затронет нас. И только от нас зависит, какого "настроя" будут последствия...
Текст В. Г. Короленко:
(1)Кажется, я был в пятом классе, когда у нас появилось сразу несколько новых молодых учителей, только что вышедших из университета. (2)Одним из первых появился Владимир Васильевич ИгнатОвич — учитель химии. (3)Это был модой человек, только что с университетской скамьи, с чуть заметными усиками, маленького роста, с пухлыми розовыми щеками, в золотых очках. (4)Говорил он голосом, в котором звучали тонкие, как будто детские, нотки. (5)В классе несколько робел, и лицо его часто заливал застенчивый румянец. (6)Новый учитель обращался с нами вежливо, преподавал старательно, заданное спрашивал редко, к отметкам выказывал пренебрежение, уроки объяснял, как профессор, читающей лекцию.
(7)Первым результатом его системы было то, что класс почти перестал учиться. (8)Вторым — то, что ему порой начали слегка грубить. (9)Бедный юноша, приступивший к нам с идеальными ожиданиями, вынужден был расплачиваться за общую систему, которая вносила грубость и цинизм. (10)Впрочем, это было недолго. (11)Однажды, когда класс шумел и ИгнатОвич напрасно надрывал свой мягкий голосок, одному из нас показалось, будто он называл нас стадом баранов. (12)Другие учителя очень часто называли нас стадом баранов, а порой и хуже. (13)Но то были другие. (14)Они были привычно грубы, а мы привычно покорны. (15)Гнатович же сам приохотил нас к другому обращению.
(16)Один из учеников, Заруцкий, очень хороший, в сущности, малый, но легко поддававшийся настроениям, встал среди шумевшего класса.
—(17)Господин учитель, — сказал он громко, весь красный и дерзкий. — (18)Вы, кажется, сказали, что мы стадо баранов. (19)Позвольте вам ответить, что… в таком случае…
(20)Класс вдруг затих так, что можно было слышать пролетевшую муху.
—(21)Что в таком случае… Вы сами баран…
(22)Стеклянная колбочка, которую держал в руках ИгнатОвич, звякнула о реторту. (23)Он весь покраснел, лицо его как-то беспомощно дрогнул от обиды и гнева. (24)В первую минуту он растерялся, но затем ответил окрепшим голосом:
—Я этого не говорил… (25)Вы ошиблись…
(26)Простой ответ озадачил. (27)В классе поднялся ропот, значение которого сразу разобрать было трудно, и в ту же минуту прозвенел звонок. (28)Учитель вышел; Заруцкого окружили. (29)Он стоял среди товарищей, упрямо потупившись и чувствуя, что настроение класса не за него. (30)Сказать дерзость учителю, вообще говоря, считалось подвигом, и если бы он так же прямо назвал бараном одного из «старых», то совет бы его исключил, а ученики проводили бы его горячим сочувствием. (31)Теперь настроение было недоуменно-тяжелое, неприятное…
— (32)Свинство, брат! — сказал кто-то.
—(33)Пусть жалуется в совет, — угрюмо ответил Заруцкий.
(34)Для него в этой жалобе был своего рода нравственный выход: это сразу поставило бы нового учителя в один ряд с учителями старыми и оправдало бы грубую выходку.
—(35)И пожалуется! — сказал кто-то.
—(36)Конечно! (37)Думаешь, спустит?
(38)Этот вопрос стал центом в разыгравшемся столкновении. (39)Прошло два дня, о жалобе ничего не было слышно. (40)Прошел день совета… (41)Признаков жалобы не было.
(42)На следующий урок химии ИгнатОвич явился несколько взволнованный; лицо его было серьезно, глаза чаще потуплялись, и голос срывался. (43)Видно было, что он старается овладеть положением и не вполне уверен, что это ему удастся. (44)Сквозь серьезность учителя проглядывала обида юноши, урок шел среди тягостного напряжения. (45)Минут через десять Заруцкий, с потемневши лицом, поднялся с места. (46)Казалось, что при этом на своих плечах он поднимает тяжесть, давление которой чувствовалось всем классом.
— (47)Господин учитель… — с усилием выговорил он среди общей тишины. (48)Веки у молодого учителя дрогнули под очками, лицо все покраснело. (49)Напряжение в классе достигло высшего предела.
—(50)Я… прошлый раз… — начал Заруцкий глухо. (51)Затем, с внезапной резкостью, он закончил:
—Я извиняюсь.
(52)И сел с таким видом, точно сказал новую дерзость. (53)Лицо у ИгнатОвича посветлело, хотя краска залила его до самых ушей. (54)Он сказал просто и свободно:
—Я говорил уже, господа, что баранами никого не называл.
(55)Инцидент был исчерпан. (56)В первый еще раз такое столкновение разрешилось таким образом. (57)«Новый» учитель выдержал испытание. (58)Мы были довольны им и — почти бессознательно — собою, потому что также в первый раз не воспользовались слабостью этого юноши, как воспользовались был слабостью кого-нибудь из «старых». (59)Самый эпизод скоро изгладился из памяти, но какая-то ниточка своеобразной симпатии, завязавшейся межд. новым учителем и классом, осталась.
(По В. Г. Короленко*)