Сочинение по тексту:
Известный врач-психиатр А.Б.Добрович в своих статьях часто поднимает вопросы нравственности. Так и в предложенном мне тексте он поднимает злободневную для современного общества проблему бездуховности.
Чтобы привлечь внимание читателя к поставленному вопросу, автор обращается к реальным примерам из собственной врачебной практики. Он рассказывает о том, насколько часто пациенты сталкиваются с проявлением бездуховности, говорит о необходимости ввести в обиход странный диагноз: «невроз от столкновения с отсутствием внутреннего содержания». Центральное место в тексте занимает рассуждение о приметах бездуховности, проявляющейся в отношениях между людьми. Для этого автор противопоставляет «способность разобраться в ком-то и способность понять его». Неслучайно, анализируя примеры степени понимания, А.Б.Добрович использует психологический термин «интроекция». Таким образом он обращает внимание читателя на серьёзность проблемы. Акцентируя внимание на чертах поведения бездуховного человека: бестактности, неспособности « понимать какие бы то ни было мотивы», автор замечает, что все эти вопросы обсуждает пресса, то есть проблема действительно масштабна. В финальной части рассуждения психиатр предсказывает последствия нравственной опустошённости, утверждая, что столкновение с бездуховным человеком останется в памяти надолго.
Позиция автора не вызывает сомнений: А.Б.Добрович справедливо считает: несмотря на то что «рецепта против бездуховности нет», каждый может «понять её истоки, объяснить людям опасность этого явления», то есть должен бороться с ним. С точки зрения врача, «если мы ищем только выгод, мы не вполне люди».
Тот вывод, к которому приходит автор в ходе своего рассуждения, понятен и близок мне. Я считаю, что страшный диагноз «бездуховность» приводит к страшным последствиям.
Чтобы обосновать свою точку зрения, мне хотелось бы обратиться к произведению известного автора 20 века М.Горького «Старуха Изергиль». В центре нашего внимания Данко, о котором рассказывает главная героиня. Вместе с Данко мы видим, как слабеют люди, которые оказались среди болот и каменных деревьев, как рождается страх в их душах, как готовы они к участи рабов. Трудно представить себе жизнь народа, потерявшего уверенность в своих силах, способность противостоять трудностям, подавшегося животному страху, согласившегося отказаться от имени, истории, если бы не намерение главного героя пожертвовать собой. Читая эту историю, понимаешь, что Данко, жертвуя собой, позволяет своему народу избежать страшных последствий, выжить. Это, мне кажется, пример проявления духовности героя.
Убедиться в том, как важно жить, сохраняя в себе человеческое, понимать не только свои проблемы, думать о других, можно, прочитав повесть В.Быкова «Сотников». Мы узнаем о партизане Рыбаке, оказавшемся в плену у немцев. Читая произведение, до конца не веришь, что ради собственной жизни герой предаст и партизанский отряд, и Демчиху, и измученного Сотникова. В.Быков показывает, к каким страшным последствиям может привести «интуитивный поиск «выгод», отказ от нравственности: вместе с Рыбаком понимаешь, что, оставшись живым физически и избежав виселицы, герой уничтожает себя нравственно, ведь ему ни среди чужих, ни среди своих нет места.
Прочитав текст А.Б.Добровича, задумываешься о том, что даже если «рецепта против бездуховности нет», в силах каждого из нас определить своё отношение к ней.
Текст А.Б.Добрович
(1)Что такое духовность?.. (2)Может быть, для начала следует задать вопрос полегче? (3) профессиональные размышления врача-психиатра время от времени приводят меня к вопросу о бездуховности. (4)3а этим, тоже, кстати, весьма смутным понятием стоит уже нечто поддающееся охвату мыслью. (5)В отличие от духовности - явления, по всей видимости, необъятного.(б)Выслушиваю историю пациентов, и странный диагноз приходит в голову: невроз от столкновения с бездуховностью!...