Что важнее: иметь много друзей или самому быть хорошим другом?
Дружба, друг, друзья, дружеский, дружелюбие, дружный. Ассоциациями к этим однокоренным словам, наверное, в первую очередь будут картины Федора Сычкова: «Возвращение из школы», «Подруги», «Тройка». Веселье, радость, забавы, звонкий смех, много друзей вокруг – такая атмосфера отличает эти полотна. На первый взгляд, кажется, что именно легкость общения и беззаботность и есть дружба. Однако, читая произведения отечественных и зарубежных авторов, понимаешь, что дружба – это сложные, подчас противоречивые, но обязательно искренние отношения. Что важнее: иметь много друзей или самому быть хорошим другом? Я считаю, что желание быть хорошим другом – заветная мечта каждого человека, ведь это значит, что именно ты к кому-то духовно близок, и от тебя ждут помощи в трудную минуту.
Настоящую дружбу, основанную на духовном родстве, показывает автор романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н.Толстой. Искренние отношения связывают двух главных героев: Пьера Безухова и Андрея Болконского. На первый взгляд, они совсем не похожи друг на друга: высокий, галантный Болконский словно противопоставляется крупному, неуклюжему Пьеру. Если князь принят в обществе, его присутствия ждут, а к его мнению прислушиваются, то Пьера побаиваются, сторонятся, над ним посмеиваются. Однако это не мешает им быть настоящими друзьями. Что объединяет столь разных героев? Их сближает духовное родство, стремление к высокому: к истине, вере в добро, правду, красоту. Один из кульминационных моментов романа – монолог Болконского, в котором он открывает свои переживания, тяжелые мысли, делится сомнениями. Только Пьеру Андрей мог рассказать о том, что его тревожит. О том, что окружающее его офицерское сословие воспринимает войну, как игрушку и дополнительную возможность «получить крестик или ленточку», что в ближайшем его окружении царят ложь, лицемерие, карьеризм, чинопочитание. Окажись я на месте Пьера, я думаю, была бы рада стать единственным другом для князя Андрея, понять его состояние и поддержать в трудную минуту.
Убедиться в том, что именно к настоящему другу всегда можно обращаться за помощью помогает роман И.А.Гончарова «Обломов». Другом детства, единомышленником, наставником и верным помощником является Штольц для главного героя произведения. Показательно то, что с самых ранних лет, совместно с Андреем обучаясь в пансионе для дворянских детей, маленький Илья мог всегда рассчитывать на помощь друга в переводах, в подсказках на уроках. С годами ситуация мало в чем изменилась, автор подробно описывает состояние взрослого Обломова, его апатию, скуку и безделье. Ни одно из дел, которые требуют немедленного разрешения: переезд на новую квартиру, оплата долгов лавочникам и усмирение крестьянских волнений в имении – все это не могло быть разрешено без участия Штольца. Только Андрей способен понять Илью с дивана и в прямом и в переносном смысле. Он выводит его в свет, заставляет снова почувствовать себя живым, молодым и бодрым, знакомит с Ольгой Ильинской. Как говорит сам Обломов, именно Штольц выручает Обломовку от воровских долгов, удаляет из жизни Ильи Ильича Тарантьева и «все враждебное». Удивительную дружбу показывает И.А.Гончаров: даже после смерти главного героя, Штольц не отказывает в помощи семье Илье Ильича. Чувство необыкновенной гордости за друзей и даже зависти испытываешь, узнавая о том, что сын Ильи, Андрюша, воспитывается в доме у Штольца, который не забросил дела по управлению имением и продолжает присылать Агафьи Пшеницыной доход от Обломовки. На чьем месте я предпочла бы быть, Обломовым или Штольцем, если бы выдалась такая возможность? На этот счет у меня нет сомнений, мне бы хотелось, чтобы во мне так же нуждались, как в Андрее Штольце.
История знает примеры самого разного понимания дружбы: так в древней Греции под этими отношениями понимали союз, рожденный по политическим соображениям, а значит, количество соратников играло важную роль. Кто-то и сегодня бравирует своими многочисленными подписчиками в соц сетях, зарабатывая этим определенную популярность. Наверное, мне самой более близко представление о дружбе эпохи позднего Возрождения, когда она была свободна от любых расчетов и соображений, и все душевные побуждения людей были чисты и безупречны, а особой честью считалось быть нужным и полезным другу. Именно поэтому я считаю, что важнее не иметь много друзей, а самому быть хорошим другом и всегда помнить заповедь Ветхого Завета: «Кто нашел верного друга – нашел сокровище».