Самодельные физические приборы для школы. Электрическая дуга
Не представляет большого труда построить и прибор для наблюдения за электрической дугой.
На деревянной доске укрепляются две железные полосы, а в середине их —две ручки из какого-либо изоляционного материала. На концах полос зажимаются угольные электроды от батарейки для карманного фонаря. Последовательно с угольными электродами в цепь включается жидкостный реостат . Изготовить его можно из железной консервной банки, заполненной раствором поваренной соли. В банку опускается электрод. Он не должен касаться стенок или дна банки.
Для горения электрической дуги необходимо напряжение в 40—60 вольт. Излишнее напряжение потребляет жидкостный реостат, легко пропускающий ток в 10—12 ампер.
Если при сближении угольных электродов между ними не возникает электрическая дуга, значит в цепи очень слабый ток. Поэтому надо средний электрод в реостате глубже погрузить в раствор. Если и это не поможет, тогда в раствор добавляется поваренная соль —предварительно прибор выключается из сети. После того как соль будет размешана, надо вновь начать регулировать силу тока в цепи посредством опускания электрода в раствор.
При проведении опыта необходимо надеть темные очки: пламя дуги очень яркое, и на него смотреть без защитных очков нельзя
Чтобы продукты горения угольных электродов не портили подставку прибора, под электроды кладется асбест.
Для более подробного ознакомления учащихся с процессом электрической сварки металлов хорошо совершить экскурсию на производство или в лабораторию электросварки какого-либо учебного заведения.
Обрабатывая результаты экскурсии, юные физики могут создать стенд «Электросварка». Он будет очень полезен при изучении темы «Тепловые действия тока и электрическая сварка» в десятых классах. Кроме различных образцов сварки металлов и электродов, на стенде можно поместить портреты изобретателей сварки Н. Н. Бенардоса и Н. Г. Славянова, дать краткое описание истории изобретения электрической сварки и ее применения в современной технике.